Церковь Иговского погоста

Автор: Маспанова Кристина


В последнее время идет возрождение значения религии в жизни общества. Идет восстановление церквей и храмов. Например, Храм Христа Спасителя в Москве был недавно восстановлен, до этого на этом месте находился бассейн. Напрашивается вопрос «Зачем?» все равно не искоренили из души русского народа веру в бога. До революции церковь имела главенствующую роль в становлении государственности, идеалом нравственности примером поведения. Зачем же это искоренялось, это же наша история.
Главная задача моего реферата: сохранить, не утратить связь времен и поколений.
Несколько лет я веду исследование в области генеалогии. У меня есть дедушка, который воевал на фронте в Великую Отечественную войну, и в прошлом году я писала реферат на тему « Моя семья в годы Великой Отечественной войны».
Мною подобран материал о прадедушке, известном революционере Платонове Михаиле Елизаровиче, который погиб, защищая революцию. Люблю перебирать семейный архив, где хранятся письма, фотографии, записки людей, которых давно уже нет с нами.
Мое внимание привлекла пожелтевшая от времени фотография церкви. Начала расспрашивать дедушку и вот что он рассказал: «Его дедушка, а мой прапрадедушка Алексинский Виктор Андреевич, родом из обрусевших поляков, окончил духовную семинарию и служил дьяконом в этой церкви». Но где же церковь, что стало с ней? Интерес был велик. Дедушка все время помогал мне. Он более 40 лет работал в школе, ушел на пенсию, но связь со школой до сих пор поддерживает.
Я начала поиск. Сразу появилось множество вопросов:
«Когда была построена церковь?»
«Как называлась?»
«Почему именно здесь построена? »
«Каков приход церкви?»
«Когда была разрушена?»
«Кто посмел поднять руку не святыню?»
«Все течет, все изменяется», и остаются только воспоминания, и они очень дороги нам.
Главным источником моего реферата являются устные воспоминания односельчан, которые надо было систематизировать. Пришлось анализировать документальные материалы, обращаться в архивы, чтобы ответить на сложные вопросы. Из бесед со старожилами узнала о существовании легенды о церкви. Но сомневалась, а вдруг это чья-то выдумка?
В архиве Меленковского района я не получила ответа на интересующие меня вопросы. Обратилась в архив Муромского историко – художественного и мемориального музея. И тоже получила отказ. А трудность была в том, что односельчане, с которыми я встречалась, не могли сказать названия церкви. Как же быть? Начала изучать литературу и пришла к выводу, что нужно узнать какой престол был в нашем селе и его окрестностях. Встречаясь со старожилами, не могла долго это установить. Называли послереволюционные праздники. Дело не двигалось. Случайно зашла в дом к подружке, а у нее гостил дедушка, который рассказал о том, что недалеко от церкви устраивались ярмарки, особенно запоминающейся была на Фролов день (31 августа). Чего только не было здесь. Детям покупали баранки, орехи, семечки, леденцы. Это навело меня на мысль, а что если престол прихода церкви был Фролов день. Окрыленная этой догадкой, я обратилась к учительнице, ныне пенсионерке – Козловой А.П. Она подтвердила мою догадку, только, как потом выяснилось этот день престол в деревне Новенькая, где жила в детстве Анна Павловна. Но входила ли деревня Новенькая в приход этой церкви? Опять обращаюсь в архив Муромского историко-художественного и мемориального музея. Работник архива Сенчурова Татьяна долго беседовала со мной и сказала, что престольный праздник обычно носит название церкви ее святых великомучеников. Неужели находка? Находим историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии 1897 года. Читаем: «Иговский погост, при речке Мокрой, находится в 18-ти верстах от уездного города и в 135 от губернского. Основание Иговского или, как он значится в старинных книгах, Фроловского погоста связано со следующей легендой. В древности близ сельца Городищ на берегу речки Чермной, среди лесов была церковь во имя Св.Николая Чудотворца; в лесах скрывались шайки разбойников, которые своими грабежами наводили ужас на окружающее население. Это оскорбляло церковную святыню, а потому однажды храмовые иконы Св.Николая Чудотворца и Флора и Лавра оказались вне храма. Последняя была найдена в лесу на сосне в 9-ти верстах от прежней церкви. Иконы духовенством были возвращены в церковь, но снова исчезли и оказались в прежних местах. Такое явление принято было за указание свыше и на месте явления иконы Св. муч. Флора и Лавра была построена церковь во имя этих святых и таким образом положено было начало Фроловскому или Иговскому погосту». [1]
«Первые документальные сведения об Иговском погосте имеются в писцовых книгах 1629-1630 гг.; в них отмечен погост Фроловский, а на погосте церковь во имя Св. мучен. Фрола и Лавра с пределом св. муч. Параскевы нарицаемая Пятница, - строение приходских людей; при церкви тогда были два священника и 2 дьячка, пашни церковной по 20 четвертей в поле, сена 20 копен, леса непаханого 10 десятин». [2]
В тех же писцовых книгах отмечены некоторые из деревень, входящих ныне в состав Иговского прихода. За князем Болховским значится сельцо Тургенево, а за ним же сельцо Кесово, а в нем двор помещиков, двор приказчиков, 1 двор задворного человека и 5 дворов крестьянских; деревня Савково, в ней 5 дворов крестьянских жилых и много пустых; деревня Селино, в ней 3 двора крестьянских, 2 двора бобыльских и 5 дворов пустых (крестьяне сбежали 1627 году); сельцо Ново, а в нем 1 двор помещиков, двор приказчиков, 3 двора людских и 2 крестьянских.
Полное описание приходских деревень Иговского погоста имеется в окладных книгах 1676 года. Здесь показана таже церковь «Св. муч. Фрола и Лавра, при церкви двор попа Федора, два двора дьячковы; в приходе деревня Деревнищи, в ней двор помещиков да 11 дворов крестьянских (в настоящее время здесь 30 дворов), деревня Савково в ней 15 дворов крестьянских (ныне здесь 95 дворов), деревня Селино – 15 дворов крестьянских (ныне 126 дворов), деревня Адина – 16 дворов крестьянских (ныне здесь 161 двор), деревня Ново, в ней двор помещиков и 11 дворов крестьянских (ныне 41 двор), деревня Тургенево, в ней двор боярский, где живут дворовые люди, и 13 дворов крестьянских (ныне здесь 84 двора), деревня Кесово, а в ней двор боярский, где живет приказчик, 11 дворов крестьянских и 1 бобыльский (ныне здесь 31 двор), деревня Оклахдина, в ней 17 дворов крестьянских и 4 бобыльских. Земли при церкви по 6 четвертей в поле сенных покосов на 60 копен». [3]
Кроме вышеупомянутой церкви Св. муч. Флора и Лавра в Иговском погосте в XVII веке существовала другая теплая церковь в честь Спаса-Нерукотворенного образа. Построена она была, очевидно, после 1630 года, так как в писцовых книгах не отмечена. В 1684 году местным вотчинником князем Болховским эта церковь перестроена была заново «на глухих подклетах».
Тем временем церковь во имя Св. муч. Фрола и Лавра продолжала существовать и к 1772 году настолько обветшала, что служить в ней стало не возможно. Поэтому к 1779 году построена была новая деревянная церковь во имя Св. муч. Флора и Лавра с приделами во имя Св. муч. Параскевы и св. в.-муч. Георгия.
В 1834 году вместо деревянной церкви начали постройку каменного храма. Трапеза была окончена и освящена в 1847 –1848 годах, что же касается главного храма, то он начал строится в 1869 году, а окончательно отделан и освящен в 1887 году. Каменная колокольня построена в 1874 –1878 годах.
Со слов старожилки Заулочной Марии Федоровны, церковь была обширна, устроена на 2000 человек, находилась на возвышении. Она виднелась из далека. У храма были позолоченные купола, врата и нежный звон колоколов. Церковь была ограждена красивой изгородью, по которой вилась дикая рябинка, вдоль ограды рос терновник. Внутри храм был богат церковной утварью, множеством икон, фресками на стенах и потолках. Особую атмосферу придавали свечи на красивых подсвечниках. При церкви была колокольня. От храма шла дорога к кладбищу, находившемуся недалеко. Это подтверждает и Платонов Е.М.: «За церковью с северной стороны было кладбище. Кроме простых деревянных крестов, были памятники из гранита и мрамора. Был даже склеп, вероятно, там погребены князья Болховские».
Престолов в новом храме 3: главный во имя Богоявления, а в трапезе во имя Св. муч. Флора и Лавра и Св. муч. Параскевы, именуемая Пятница.
Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из Св. икон особенно чтима не только прихожанами, но и окрестными жителями Иверская икона Божьей Матери, писаная в Св. Андреевском Афонском ските; в икону вложена частицы св. мощей: св. в.-муч. Пантелеймона, св. в.-муч. Феодора Тирона, св. в.-муч. Трифона и преподобного Евфимия Афонского. Икона эта приобретена помещицей В.И. Никонович и приложена в церковь Иговского погоста. Икона почитается чудотворною, и действительно есть несомненное свидетельство о чудесном исцелении по молитве перед этой иконою крестьянина Макарова, который 38 лет был калекой, ползавшего на коленях. Об этом чудесном событии доведено было до сведения Св. Синода, который определил оставить икону в церкви Иговского погоста «в уповании, что проявления благодатной силы Божьей от Св. иконы могут способствовать укреплению веры в православном населении и вразумлению заблуждающихся относительно Св. икон молокан, имеющихся в Иговском приходе». [4]
В церкви сохранилось несколько священных предметов, перенесенных из прежде бывших церквей: оловянные потир и ковчег для хранения Св. Даров, напрестольное Евангелие напечатанное в 1657 году. На другом совершенно таком же Евангелие по листам подписано: книга Евангелие Степенного ключника Ивана Васильего сына Титова, приложил к церкви Нерукотворенного образа Господа Бога и Спаса Нашего Христа и св. в.-муч. Пятницы названа Божедомская в память отца своего и матери и брата и жены и прочих своих родителей в лето 7172 (1664).
В церковной библиотеке сохранилось несколько богослужебных книг с надписями. Так на Пентикостарионе печати 1680 году подписано: «сию книгу приложил князь Ив. Петр. Болховский к церкви Св. муч. Флора и Лавра в Муромском уезде в Унженском стану и подписал своею рукою в 190 (1692)году ». На Триоди постной подобная же подпись от 191 года. Минея общая приложена тем же Болховским в церковь Нерукотворенного образа, туда же приложен и Октоих. Апостол печь. 1697 года приложен тем же Болховским. На церковном уставе 1769 года написано: «книга сия Муромского уезда погоста Игова церкви Св. муч. Флора и Лавра, стяжанная трудами доброхотных дателей той церкви людей для лучшего церкви святой исправления и благолепия и в пользу служащих алтарю 1772 года».
В церковном архиве сохранились: 1) грамота на построение деревянной Спасской церкви, данная митрополитом Рязанским Павлом в 1684 году; 2) грамота на построение церкви во имя св. муч. Флора и Лавра, данная в 1772 году епископом Владимирским Иеронимом, и 3) грамота на освящение этой церкви, данная в 1779 году тем же епископом.
При церкви по штату положено: два священника, дьякон и два псаломщика. На содержание из разных источников получается около 1100 рублей в год. Дома у них собственные на церковной земле.
Земли при церкви: усадебной 6 десятин, под церковью и кладбищем 2 десятины, пахотной и сенокосной 81 десятина, в числе которых 4 десятины под дорогой и речкой Мокрой; план и межевая книга на землю имеются.
Приход состоит из деревень: Новой (4 версты от церкви), Селиной (1\2 версты), Кошкинки (4 версты), Адина (7 верст), [5] Кулаков (3 версты), Тургеневой (5 верст), Кесовой (7 верст), в которых по клировым ведомостям числится 2585 душ мужского пола и 2897 женского, из них раскольников 96 душ обоего пола и молокан 39 душ.
В приходе имеются 3 земских народных школы в деревнях: Кулаках, Тургеневе и Савкове, в которых в 1896 году было учащихся 160 человек.
Немногие односельчане, но все-таки помнят, что священнослужители были: отец Наумов Петр и Соколов Иосиф, был и дьякон. Отец Петр покорял своей добротой, чудесной памятью и большим интересом ко всему происходящему. Вся его жизнь с детства была связана с храмом, с религией.
Платонов Е.М. вспоминает, как в село приезжали агитаторы-атеисты проводить диспуты, но жизни духовной не знали, так их любой верующий мужик мог за пояс заткнуть. Не нравилось им это, а убедить не могли. Когда проводилась в стране коллективизация и на этой базе ликвидировалось кулачество как класс, под жернова этой чудовищной мельницы попали и священники. Года через 3 их освободили. Они снова принялись за службу в церкви. Служить пришлось недолго, были опять арестованы и на этот раз исчезли окончательно и бесповоротно. Дело в том, что в сталинских лагерях люди, не привыкшие к тяжелому физическому труду, быстро погибали, - вспоминает родственница священника Мария Петровна Соколова. Дома священников реквизированы. Дом Наумовых приспособили под школу, дом Соколовых перевезли в райцентр – Ляхи, позднее в нем жил первый секретарь РК КПСС – Невский Николай Евгеньевич. Примерно в 1935 году храм отжил. Приехал одинокий батюшка лет сорока. Жил уединенно в церковной сторожке. Любил детей – сирот Соколовых и Наумовых. Вел с ними душеспасительные беседы. После опубликования проекта Сталинской Конституции права и свободы будут претворены в жизнь. В этом же году комиссия, посещавшая церковь, обнаружила трещину в сводчатом потолке церкви. Здание было признано аварийным, церковь закрыли, и 1937 год был черным для священников. Она оказалась бесхозной и подверглась полному разграблению. Растащили даже чугунные плиты пола. Церковь находилась в плачевном состоянии, которое можно сравнить с положением больного, ожидающего своей кончины, и дождалась.
Из бесед с односельчанами прихожу к выводу, что церковь играла большую роль в их жизни. Вот что говорит Нина Федоровна – родственница священника: «Церковь сопровождает верующего христианина всю жизнь. Здесь его в младенчестве крестят, сюда он постоянно несет свои радости и боли, здесь молится за своих близких, приносит покаяние в грехах и получает их отпущение. Именно в Божьем доме верующие входят в таинственное общение с Богом и получают благодатные силы для праведной жизни».
Вот что рассказывает Кокуров Иван Павлович – бывший строитель колхоза, ныне пенсионер: «помню такой эпизод - к церкви подъехала машина, видимо, со специалистами по снятию и разрушению колоколов. Главный центральный колокол был большой и тяжелый, когда его сбрасывали, от него откололся клин да это и не важно было, так как колокола уже на земле разбивали кувалдами на куски, грузили на машину отправляли в Выксу на переплавку (стране был нужен цветной металл). Маленький колокол почему-то не увезли, его взяли в Селино, в пожарное депо. Именно этот колокол гудел тревожно, собирая людей на площадь, где они узнали о начале Великой Отечественной войны. Гудел он и тогда, когда страна отмечала День победы ». Дальнейшая судьба колокола не известна.
За церковью горел костер, жгли иконы и вообще то, что могло гореть. Так началось разрушение церкви. Крепко была сложена церковь, да и немногие хотели ее разрушения. Бога боялись. Старики и старушки, приходившие сюда когда-то молиться, уговаривали мужиков: «Времена изменчивы, придется еще новые церкви строить, ведь без Бога и церкви - никуда ». Но приказ был свыше, из РК КПСС. Кирпич возили в колхозы, где очищали и строили сельскохозяйственные дворы. Так в СПК «Тургеневский» до сих пор «живы» мастерские из кирпича церкви. Козлов Иван Васильевич – прораб, был очевидцем этого события: «Первым начал разбирать церковь колхозник Чесноков В.М. По заданию бригадира, работал с утра до ночи, но дело шло медленно. Заболел, а вскоре умер. Решили растаскивать тракторами бригадиры трех тракторных бригад – Козлов И.П., Богатов А.И., Круглов Ф.П. Два внешних угла колонны (высота 20 –25 м.) были подбиты и заложены деревянными клетками, затем их подожгли. Когда бревна основательно подгорели, колокольня рухнула почти вертикально. Долгое время разбирали церковь».
Многие старожилы села Селина до сих пор с большим уважением и любовью вспоминают священника Иосифа Соколова. Много священников сменилось в сельском храм, но никто из них не оставил в душах селян такого доброго следа, как отец Иосиф Соколов. В ходе моей поисковой работы удалось установить целый ряд интересных фактов. Большую помощь в сборе сведений о священнике и его жизни мне оказали: сын священника – Бори Иосифович, который сейчас проживает в с. Бутылицы, внучка священника – Куркина Галина Борисовна, учительница географии и биологии в школы г. Мурома, внучка – Вера Борисовна, работающая врачом в с. Бутылицы. Мария Петровна Соколова – невестка священника, вспоминала, что у отца Иосифа было свое хозяйство, которое помогало ему выжить со своей семьей в эти трудные годы. А семья была большая - 5 детей. Но хозяйство священника было отнесено ко II группе по раскулачиванию. Главное политическое управление (ГПУ) предъявило обвинение: «Тесно связан с группой кулаков, с которыми проводит антисоветскую работу». Отец Иосиф содержался под стражей, но обвинения не подтвердились, и его освободили. По воспоминаниям Марии Петровны, освобождению священника способствовали люди, которые хорошо знали и уважали его. При раскулачивании отобрали лошадь, корову, сельхозинвентарь, амбар, гумно, баню, но дом священника не тронули, очевидно, потому что были маленькие дети.
Многие жители окрестных деревень хотели бы возродить церковь на ее прежнем месте. Но это не так то просто, так как на месте церкви есть уже постройки, их нужно сносить. За чей счет строить снесенные дома заново? Да и дадут ли хозяева «добро» на снос? Из беседы с сельскими жителями я узнала что есть, и сторонники возрождения церкви, и противники. Одна из причин негативного отношения к возрождению православных святынь я вижу в том, что коренных жителей в деревнях и селах почти не осталось. Также нельзя сбрасывать со счетов десятилетия атеистической пропаганды, с которой выросло не одно поколение и, конечно, многочисленные секты отодвигают православие на второй план. Вероятно пройдет еще не одно десятилетие, пока будет вновь возведен храм в нашем селе. А может и не возведут, потому что в деревне остаются одни старики, молодежь едет в город. В деревне делать нечего, завод давно уже перестал существовать, совхоз со своими угодьями со дня на день будет признан банкротом, клуб сгорел. Не работы, не досуга. И кому это надо будет?
Сейчас наше общество достаточно цивилизовано, и думаю, что мы не повторим ужасных ошибок своих предков. На месте когда-то разрушенных храмов и церквей появляются новые. Но все исправит не возможно. Исчез целый пласт русского церковного зодчества. Но память народа бульдозером не сотрешь. Встречаясь с людьми, я наблюдала, как они рассказывают о церкви с живым интересом, с восхищением и вместе с тем огромным сожалением и болью, как о чем-то навсегда ушедшем. А для себя я сделала вывод, что без почитания предков и знания о них мы под угрозой превращения в Иванов, не помнящих родства. Собирая материал, я не предполагала, что эта работа так интересна и увлекательна, в тоже время – это целая история жизни народа моей малой родины.
[1] Владимирские Губернские Ведомости 1868 г. Местности в Меленковском уезде с народными о них преданиями. Н.Г. Добрынина.
[2] Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии 1897 г.
[3] Владимирские Губернские Ведомости 1868 г. Местности в Меленковском уезде с народными о них преданиями. Н.Г. Добрынина.
[4] Владимирские Губернские Ведомости 1868 г. Местности в Меленковском уезде с народными о них преданиями. Н.Г. Добрынина.
[5] По преданию, в деревне Адине была когда-то церковь во имя Св. в.-муч. Георгия; предание это подтверждается тем, что около этой деревни заметны следы кладбища, которое в старину всегда бывало при церкви, и тем, что из приходских деревень только деревня Адина празднует Св. в.-муч. Георгия 23 апреля и 26 ноября.


This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website