Дом мой - храм мой
3 место в районном конкурсе исследовательских работ школьников, участников туристско – краеведческого движения «Отечество»
Автор: Суслова Евгения
ученица 9 класса
Руководитель: Суслова Татьяна Федоровна
Воспитатель ГПД
2009 год
Областной конкурс исследовательских, краеведческих работ школьников, участников туристко-краеведческого движения «Отечество»
Муниципальное общеобразовательное учреждение Тургеневская средняя общеобразовательная школа
Доклад по исследовательской работе Дом мой - храм мой.
Автор: Суслова Евгения Александровна Учащаяся 9 класса МОУ Тургеневской средней общеобразовательной школы 26.03.1995 года рождения
Руководитель: Суслова Татьяна Федоровна, воспитатель группы продленного дня МОУ Тургеневской средней общеобразовательной школы Меленки 2009г.
На земле стоят дома и хаты,
Где б я ни был, я как дома в них:
Может, здесь стучал топор когда- то
Одного из родичей моих.
Разве мы когда-нибудь забудем
То, чем родословная жила,
Коль несли крупицу счастья людям
Вздох пилы и поворот сверла.
Д. Блынский
Каждый день по дороге в школу проходишь мимо домов, выстроившихся в ряд, невольно вглядываешься и ищешь в них отличительные черты. И однажды я поняла, что дома, как и люди, все разные. Один смотрит на мир широко распахнутыми окнами и дарит своей ухоженностью и добротностью светлую радость прохожим. А другой доживает свой век как почерневшая и сгорбленная от невзгод старушка. Этот нарядился в модный сегодня сайдинг, прикрыв бревна - кругляши и ставшую ненужной ажурную вязь деревянных узоров, взирая недоуменно пустыми глазницами пластиковых окон. Соседний дом отгородился от всех высоким металлическим забором, только крыша и видна. Но есть дома, мимо которых нельзя пройти равнодушно. Они притягивают взгляд своей неповторимой и удивительной красотой витиеватых узоров на окнах, стенах под крышей. Есть в них что-то осмысленное, живое и выразительное, как будто видишь лицо человека. Наличники, узоры, коньки, крыльцо. Откуда? Почему именно так хозяин стремился украсить свое жилище? А не пройдет ли несколько десятков лет, и безликие как под копирку дома вытеснят рукотворную красоту русской деревни? С этими вопросами я обратилась к маме. И вместе мы посетили семью Галкиных, дом которых привлек мое внимание. Я узнала много нового о строительстве русской избы, о местных мастерах- плотниках, об их работе. Но никто не смог мне объяснить значения деревянных рисунков. Почему именно так украшали дома? Какое значение имели символы домовой резьбы? Исследование значения символов домовой резьбы и стало целью моей работы. В процессе исследования я должна была решить следующие задачи: - познакомиться с особенностями строительства русской деревянной избы; - узнать значение таинственных знаков домовой резьбы; - проследить основные традиции домовой резьбы в нашей местности, сохранение и возрождение древних элементов украшения дома. Главным источником моего реферата были устные воспоминания жены, сына и внука Галкина Алексея Андреевича и односельчан. Также я использовала материалы краеведческого музея Тургеневской школы и литературные источники. В старину русский человек не представлял себе Родины без золотистой рубленой избы, «чудного и дивного» храма. Жизнь человека всегда была глубоко связана с природой родного края. Русские люди жили среди бескрайних лесов. О дереве слагались песни, сказки, пословицы и поговорки, частушки и загадки. Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает, круглый год дров дает. Сколько задушевных песен о березе, калине, дубе и рябине пелось в зимние вечера. Дары леса сопровождали русского человека на протяжении всей жизни. Устойчивые образы, символы и сюжеты мы можем найти на прялках, посуде, орудиях труда. Сани, лубяная зыбка, деревянная игрушка, ложка, прялка- все из дерева. Избы тоже рубили из дерева. В старину стены рубленого дома были плотно связаны друг с другом и называли плотом. Отсюда и мастера, который соединял воедино деревянные детали, называли плотный мастер, плотник. На строительство дома выходило одновременно до двадцати человек. Чем больше рук, тем легче труд. Этот древний обычай на Руси получил название помочи или толоки. Деревенские избы в старину ставились не по порядку, а на радостном месте, обычно там, куда ложился скот или жили муравьи, чтобы хозяину было удобно и соседу не помеха. Со временем их стали выстраивать фасадом, то есть лицом к дороге, и получалась улица. Хорошую избу мог срубить не каждый. Тут и опыт нужен, и мастерство, и особый талант. Ходили от города к городу, от деревни к деревне плотницкие артели. Такие люди были и в нашей деревне. От Галкина Ивана Алексеевича я узнала, что его отец Алексей Андреевич, а так же односельчане Комаров Николай Васильевич, Голубев Александр Григорьевич были хорошими плотниками. И свои дома они строили сами. Лес для строительства они выбирали крепкий и ровный. Бревна давали приятный смолистый запах в избе. После завершения полевых работ, поздней осенью, проводили отбор и маркировку деревьев. В течение зимы лес рубили и вывозили. Замерший ствол был крепок, звонок и сух, так как земля не давала ему лишней влаги. Твердая древесина плохо поддавалась удару топора, и только весной начинали рубить избы. Слово изба – древнее, и звучало как истьба, истобка, истопить. Оно обозначало деревянную срубную постройку, использовавшуюся в качестве бани. Позже так стали называть жилые помещения. Чаще крестьяне называли избой дом из одной комнаты с печкой. В древности люди сравнивали строительство дома с творением мира: в центре квадрата земли, определенного под будущий дом, хозяин вкапывал молодую березку. Она стояла там во время строительства, олицетворяя собой центр мира и Мировое древо. Представление наших предков об устройстве Вселенной нашло отражение и в образе дома. Земля предков, на котором стоит дом, подземное царство- подполье. Середина, где живут люди,- жилые помещения в доме; верхний мир, «небо»- узорчатые фронтоны, крыша, напоминающая небесный свод. Избяной сруб ставили на землю, на низкий фундамент, сложенный из плоских камней. Сейчас этого можно и не увидеть, но во время экспедиции в д. Селино я обнаружила такой дом у Волкова Алексея Васильевича. А сам сруб - это высокое творение народного строительного искусства. Со стороны посмотреть, будто одно бревно сквозь другое пропущено. Получается это так: отступая от края бревна, делается вырубка круглая, как чашка, глубиной до середины бревна. Поэтому говорят: «Углы в простую чашку рублены». В нее и ляжет другое бревно. Бревна ложатся вырубками, а концы их торчат наружу. Это называется рубить в обло. Четыре бревна, связанные в квадрат, образуют венец. На него кладется следующий венец. Далее выкладывались бревенчатые треугольные фронтоны - щипцы, на которые ложилась вся тяжесть подкровельных конструкций. Избу покрывали крышей. Крыша (кровь, кровля)- шапка здания. Два ската крыши, напоминавшие крылья, сверху соединялись бревном, на конце которого раньше выстругивали голову коня (конек, охлупень). Дом построен, но это ещё полдела. Нужно было украсить деревянной резьбой причелины, наличники, фронтоны, крыльцо. Дом имеет чело, отсюда и название причелины. На причелинах мастера вырезали волнистые орнаменты или узоры из различных выступов и частых кружочков, означающих капли дождя. Древние земледельцы знали цену пролившейся с небес живительной влаги. Запас воды в небе назывался небесные хляби. Вода-символика небесного плодородия, урожая и пути на тот свет, рубежа между мирами. Все эти узоры и образы когда-то имели определенный смысл, являясь по своей сути охранными знаками. Круг с шестью лучами часто называют громовым знаком. Его вырезали или выпиливали на причелинах, полотенцах изб от грома, чтобы молния не ударила в дом. На одном из домов, доме Киселевой Светланы Алексеевны (д. Селино) я увидела громовой знак. Его также изображали и на всех предметах быта. А какой дом без окон? Окна- « очи» - глаза дома. На каждом – наличник, важная деталь лица дома, обращенная к внешнему миру. Но внешний мир не всегда добр, и порой от него надо защищаться. Как хозяин мог это сделать? Окружить себя охранными знаками и заклинаниями. И наличники не только закрывали щели в оконном проеме от сквозняков и холода, но и защищали дом от нечистой силы. В огромном разнообразии узоров домовой резьбы выделяются отдельные повторяющиеся образы. Женщина-мать стала главным образом, занимающим важное место на резных наличниках. Фигурка с раскинутыми руками и ногами, олицетворяющая женское начало, дарующая жизнь. Одно из ее имен — берегиня. Очень интересно было искать фигурки берегинь в резных узорах: иногда она определялась очень четко, а иногда так сильно искажена, что выглядит как удивительное переплетение цветов и змей. Берегиня – излюбленный мотив Комарова Николая Васильевича. Вода – ещё один образ домовой резьбы, встречающийся в нашей местности. От нее зависит урожай и, как следствие, жизнь и благосостояние семьи. Воды бывают небесными и подземными. Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам - это все знаки воды, дающей жизнь всему живому на земле. Такие узоры предпочитал вырезать на своих наличниках Голубев Александр Григорьевич. Не оставлена без внимания и сама земля, дарующая человеку урожай. Знаки аграрной магии, ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы, так рисовали наши предки вспаханное и засеянное поле -одни из самых распространенных. Чаще всего эти знаки встречались на наличниках, изготовленных руками Галкина Алексея Андреевича. А сколько звериных мотивов можно найти на наших окошках! Дух захватывает от коней и птиц, змей и драконов. Каждый образ имел свое значение в магическом мире древних славян. Отдельное место в звериных мотивах занимают змеи, тесно связанные с понятием воды, а значит и плодородия. Крыльцо - распахнутые руки дома. Оно связывает избу с улицей, с соседями. Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом, С обдуманным мужицким вкусом И каждый со своим лицом Крыльцо, украшенное резными, ажурными подзорами, как правило, выходит на улицу на боковом фасаде, на него ведут ступеньки с перилами. Его поддерживают резные столбы, на которых крепится кровля. В фольклоре крыльцо именовали красное. Крестьянин чувствовал себя защищенным, сильным свободным, ощущая свой дом частицей природы, где все подчинено общему порядку. Он воспринимал свою избу, деревню, окружающую природу, как маленькую вселенную, где мирные земледельцы становились отважными воинами и не жалели жизни за свою матушку- землю и отчий дом, где крепко почитались семья, верность, уважение к старости, сострадание к больным и убогим. В результате проведенной исследовательской работы я получила общую картину о домовой резьбе. Узнала значение таинственных знаков, хотя со временем они утратили для нас магическое значение и суть их забыта. Древние архаичные узоры превратились в декоративные элементы, разбавленные современным орнаментом, не связанным с прошлым их смыслом. Прочесть эти орнаменты, понять их глубинный смысл и разгадать магические заклинания уже практически невозможно. Именно поэтому они так к себе манят… В прошлом году я выступила с данным материалом на краеведческой школьной конференции и передала в школьный музей свои наработки, которые используются на уроках. Я узнала о мастерах- умельцах нашей деревни. Думаю, что тема моей работы актуальна. Людей, увлекающихся изучением и собиранием образцов деревянной резьбы, становится все больше. Во многих городах сейчас стремятся сохранить старинное искусство деревянной резьбы. Проводятся конкурсы на лучшую резьбу. С особо красивой старинной резьбой некоторым домам придают статус памятников архитектуры. Берут под охрану государства, включают в экскурсионные маршруты и возят к ним иностранных туристов. Жаль только, что деревенские жители перестали ценить искусство резчиков и видеть красоту деревянного кружева.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website