Виртуальная экскурсия
Этнографическая экспозиция «Русская изба» посвящена быту наших предков, особенностях жизни русского народа, национальных традициях и обычаях убранства и украшения жилища, назначении бытовых предметов. Все представленные экспонаты — дар жителей. Это утварь, инструменты, одежда, посуда. Все их можно подержать в руках. Центральное место экспозиции занимает полноразмерный макет русской печи.
Человек обустраивает жилище, уподобляя его мироустройству, поэтому каждый угол, каждая деталь наполнены смыслом, демонстрируют взаимоотношения человека с окружающим его миром.
Через порог руки не подавать, окна на ночь закрывать, не стучать по столу – «стол божья ладонь», в огонь (печь) не плевать – эти и многие другие правила задают поведение в доме.
Вот мы вошли в русскую избу, переступили порог, что может быть проще! Но для крестьянина дверь – не просто вход и выход из дома, это способ преодоления границы между внутренним и внешним мирами. Здесь таится угроза, опасность, ведь именно через дверь могут проникнуть в дом и злой человек, и нечисть. «Маленький, пузатенький, весь дом бережет» – замок должен был уберечь от недоброжелателя. Однако помимо затворов, засовов, замков выработана система символических способов, защищающих жилище от «нечистой силы»: кресты, крапива, обломки косы, нож или четверговая свеча, воткнутые в щели порога или косяка. В дом просто так не войти и из него не выйти: приближение к дверям сопровождалось краткой молитвой («Без бога – ни до порога»), перед дальней дорогой существовал обычай присаживания, путнику запрещалось переговариваться через порог и смотреть по углам, а гостя нужно было встречать за порогом и пускать вперед себя.

Что мы видим перед собой при входе в избу? Печь, которая служила одновременно и источником тепла, и местом приготовления пищи, и местом для сна, использовалась при лечении от самых различных заболеваний. В некоторых районах в печи мылись и парились. Печь порою олицетворяла все жилище, ее наличие или отсутствие определяло характер постройки (дом без печи – нежилой).

Внутреннее пространство печи — топка, горнило — делали большим: со сводчатым потолком и плоским дном — подом. Прямоугольное отверстие в передней части горнила — чело, устье — плотно закрывалось большой заслонкой, во избежание потери тепла.

Перед устьем устраивалась небольшая плоская площадка — шесток, на который ставилась утварь, чтобы ухватом задвинуть ее в печь.

Важно разлеглась в избе белая громада печи - семейный очаг, главный оберег семьи, основа жизни. С печкой с давних времен связана вся жизнь семьи. Ее использовали для отопления, приготовления пищи людям и животным. На печи спали, хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок. Зимой под опечком держали птицу и молодых животных. В печах мылись и парились. Причем считалось, что пар и воздух печи более здоров и целебен, чем воздух бани. Парение в печи полагалось самым целебным средством от многих болезней. А сколько сказок было рассказано детям на печи! Недаром говорится: «Печь краса – в доме чудеса!».




Рядом с устьем печи стоят навытяжку железные ухваты, которыми ставят в печь и достают горшки. У печи хозяйка использовала ухваты разных размеров, кочергу, чапельник, чтобы доставать сковороды, большую широкую деревянную лопату, чтобы сажать хлебы.


Печной угол – бабье царство, и не один мужчина не мог входить туда без особого дела. Здесь варили, шили, пряли, вязали, а у самого окна стояли жернова для помола зерна.

Вдоль длинной стороны печи, до двери шла лавка кутная. На нее ставили ведра с водой, горшки, чугунки, укладывали выпеченные хлеба.

Стены уставлены полками для посуды и утвари.

Воздух в избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, еловой хвои, печеного теста.


По диагонали от печки- красный угол. В углу на особой полочке стоят иконы в начищенных до блеска окладах, украшенные вышитым полотенцем. Его еще в народе называли большой, святой. Это было самое почетное место – духовный центр дома. Любой гость, входивший в дом, сначала находил глазами красный угол, снимал шапку, трижды крестился, низко кланялся образам, а уж потом здоровался с хозяевами.


Красный угол обращен был к юго-востоку. Он принимал первые лучи солнца и как бы олицетворял собой зарю.
Стол делали прямоугольным по форме и располагали всегда вдоль половиц в красном углу. . В обычные дни здесь, за обеденным столом, сидел глава семьи. Самых дорогих гостей усаживали в красном углу на красную лавку за стол, убранный нарядной скатертью – столешником. Столешница почиталась как «Божья ладонь», дающая хлеб, поэтому и по сегодняшний день не принято на Руси стучать по столу.
В народе говорили: "Хлеб на стол, так стол престол, а хлеба ни куска - так и стол доска". Красный угол и стол в нем, вот Алтарь и Престол, где вершилась жизнь семьи, где советом и миром формировалась наша ментальность, где и сватались, и провожали в последний путь.
Неотъемлемым атрибутом русской избы был сундук, в котором хранили одежду и другие домашние принадлежности. Чем больше достаток в семье, тем и сундуков в избе больше. Мастерили их из дерева, обивали для прочности железными полосами.
Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое. Вместе с этим сундуком она и переезжала после свадьбы в дом мужа .


В 18 веке в доме богатых людей появилась широкая и удобная кровать. А в 19 веке и в доме крестьян. В нашей избе вы видите празднично заправленную деревянную кровать, покрытую искусно сделанным лоскутным одеялом. А доставлена она из дома Кочетковой Анны Васильевны, где хранилась более 100 лет. Все простыни и наволочки умело, изготовлены на дому. Подзор - декоративная деталь, украшающая постель в крестьянском жилище.

Для новорожденного подвешивали к потолку избы нарядную люльку (зыбку). Мягко покачиваясь, она убаюкивала младенца под напевную песнь крестьянки. Когда спускались сумерки, жгли лучину. Для этого служил кованый светец.

Зеркало-элемент убранства крестьянской избы. В нашем музее форма зеркала- прямоугольная. Обрамление зеркала изготовлено из дерева так, что отражающая поверхность несколько утопает в оправе, которая украшена рельефной резьбой. Зеркало закреплено в простенке между окнами. В русской деревне оно появляется и распространяется довольно поздно, в XIX в., являя собой предмет роскоши и показатель зажиточности дома. Согласно своей роли в быту зеркало почти всегда украшается дополнительно к росписи и резьбе нарядными полотенцами с декоративными вышивками. В нашем музее висящий на зеркале рушник передан Рузиной Клавдией Ивановной, 1919 года рождения. Эту работу она выполнила еще девочкой четырнадцати лет.

По полу тянуться радужные домотканые половики. Половики и впрямь своей формой напоминали дорогу, стелющуюся по земле.

Вдоль стола, вдоль стен – лавки. Для мужчин долгие «мужские» лавки, для женщин и детей лицевые, расположенные под окном. Лавки соединяли «центры» (печной угол, красный угол) и «периферию» дома. В том или ином обряде они олицетворяли путь, дорогу. Когда девочке, ранее считавшейся ребенком и носившей одну нижнюю рубаху, исполнялось 12 лет, родители заставляли ее пройти по лавке взад и вперед, после чего, перекрестившись, девушка должна была спрыгнуть с лавки в новый сарафан, сшитый специально для такого случая. С этого момента начинался девический возраст, и девушке разрешалось ходить на хороводы и считаться невестой. А вот так называемая «нищая» лавка, расположенная у двери. Получила такое название потому, что на нее мог садиться нищий и любой другой, кто вошел в избу без разрешения хозяев.

Если встанем на середину избы и посмотрим наверх, увидим брус, служащий основанием для потолка, – матицу. Считалось, что матка является опорой верха жилища, поэтому процесс укладки матицы – один из ключевых моментов строительства дома, сопровождавшийся осыпанием хлебных зерен и хмеля, молитвой, угощением плотников. Матице приписывалась роль символической границы между внутренней частью избы и внешней, связанной с входом и выходом. Гость, войдя в дом, садился на лавку и не мог заходить за матицу без приглашения хозяев, отправляясь в путь, следовало подержаться за матицу, чтобы дорога счастливой была, а чтобы уберечь избу от клопов, тараканов и блох, под матицу подтыкали найденный от бороны зуб.

Выглянем в окно и посмотрим, что происходит за пределами дома. Однако окна как глаза дома (окно – око) позволяют наблюдать не только тому, кто внутри избы, но и тому, кто снаружи, отсюда угроза проницаемости. Использование окна как нерегламентированного входа и выхода было нежелательным: если залетит в окно птица – быть беде. Через окно выносили умерших некрещеных детей, взрослых покойников, болевших горячкой. Только проникновение солнечного света в окна было желательно и обыгрывалось в различных пословицах и загадках («Красная девушка в окошко глядит», «Барыня на дворе, а рукава – в избе»). Отсюда и солнечная символика, которую мы видим в орнаментах наличников, украшавших окна и в то же время оберегавших от недоброго, нечистого.

Все устроение домашней жизни было подчинено бытовым и трудовым потребностям семьи, но в то же время несло порядок и гармонию.

В русской избе все было продумано и предусмотрено с точки зрения экономности и простоты постройки, удобства и элементарной гигиены.

Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала!


This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website