Виртуальная экскурсия
Без ремесла - как без рук, - учит нас старинная пословица. Ведь в дореволюционной России дети с пеленок знали, что будут плотниками, кузнецами, ткачами или гончарами. Потому что этим делом занимался их отец, дед, прадед. В каждой деревне жили целые династии мастеров, создававших удивительные по красоте вещи. Но времена изменились, и традиция передавать секреты мастерства из поколения в поколение осталась в прошлом. Однако ремесла живут несмотря ни на что и пользуются народной любовью, поскольку в них заключена вековая мудрость, мировоззрение и культурные ценности наших предков.
Центральное место в экспозиции "Комната ремёсел" занимают два ткацких стана. Один из них передан нашему музею семьёй Сизовых. На нём работали три поколения:

Сизова Лукерья Андреевна, Сизова Екатерина Ивановна, Сизова Евдокия Михайловна.


Исстари на Руси ручное ткачество считалось традиционным женским занятием. Не было в деревне женщины, которая не умела бы ткать. На стане ткали холсты (новины), скатерти, столешники с красивым узором, полотенца. В войну ткали клетчатый материал и шили верхнюю одежду: кофты, фартуки, мужские рубашки, стегали одеяла. Из холстов шили нижнее белье, наволочки, простыни.
На стане, который передала в музей Булаева Надежда Фёдоровна, мы начали ткать половики.

Обратите ваше внимание на богатую коллекцию полотенец. Полотенца занимали особое место в культуре русской деревни, они сопровождали человека всю его жизнь. На полотенце принимали новорожденного, на полотенцах провожали человека в последний путь.

Полотенца использовались для праздничного убранства избы. Они вывешивались на стены, зеркала, иконы к большим праздникам, таким как Пасха, Рождество Христово. Кроме того, полотенца вывешивались во время свадеб, на крестинном обеде, в день трапезы по случаю возвращения с воинской службы или приезда долгожданной родни. Встречая дорогих гостей, на полотенце выносили хлеб - соль. Часто полотенце заменяло скатерть.

Полотенца обычно изготавливали в домашних условиях и очень редко приобретали в лавках или на ярмарках. Каждая крестьянская девушка могла выткать необходимый для полотенец тонкий белый холст и орнаментировать его так, как это было принято в ее деревне. Полотенца тщательно берегли и передавали по наследству. Они входили в приданое невесты и свидетельствовали о том, какая она рукодельница. Полотенца дарили на свадьбу жениху и его родственникам.

Каждое старинное полотенце читается по – своему, имеет свое значение, но все они несут солнечную энергию радости, счастья, добра, любви и благополучия.

Лапти просуществовали не одно столетие, и теперь являются символом русской деревни и добрым памятником о наших славных предках.

Плетение лаптей считалось несложной работой, но требующей сноровки и навыков. Не зря про крепко напившегося человека и сейчас говорят, что он, мол, «лыка не вяжет», то есть не способен к элементарным действиям! Зато, «связывая лыко», мужчина обеспечивал обувью всю семью — тогда специальных мастерских ещё не было. Эта обувь считалась незаменимой в деревне – удобная, лёгкая, дешёвая. Единственный ее недостаток — недолговечная. О недолговечности плетеной обуви свидетельствует поговорка: «В дорогу идти, пятеры лапти сплести». Зимой мужик носил одни лапти не более десяти дней, а летом в рабочую пору стаптывал их в четыре дня. Лапти, ставшие своего рода символом, вошедшим во множество пословиц и поговорок, традиционно считали обувью беднейшей части населения. И неслучайно. Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях.

Для плетения лаптя нужна была деревянная колодка и костяной или железный крючок - кочедык. Особого навыка требовало плетение запятника, где сводились все лыки. Связать петли старались так, чтобы после продержки обор, они не кривили лаптя и не трудили ноги на одну сторону. Есть легенда, что сам Петр I учился плести лапти и что сплетенный им образец хранится среди его вещей в Эрмитаже.

Береста как материал для бытовых изделий привлекала народных мастеров с давних пор. Из этого пластичного, стойкого материала изготовлялись плетеные изделия. В крестьянском доме, можно было увидеть много берестяной утвари, весьма необходимой в хозяйстве: набирушки, корзины, кузова, короба, сумки, пестери, туеса, хлебницы солонки, плошки, ступни, брусочницы, зобни.

С корзинами и пестерями ходили в лес по грибы и ягоды. Короба служили для хранения овощей, муки и круп. Туеса были незаменимыми для хранения молочных продуктов, меда, рыбы и солений. Солонки были разных размеров и видов, часто в виде стилизованной утицы. Разбитые горшки получали «вторую жизнь» после обвивания их берестяной лентой. Во дворе можно было встретить простую конскую упряжь из бересты, веревки, на рыбацких сетях - поплавки.
Уходя на работу в поле, крестьянин брал с собой туесок с водой или квасом, и в самый жаркий день питье в туеске оставалось холодным. За спиной он носил берестяной пестерь - плетеный заплечный мешок, на ногах лапти, часто сплетенные из бересты.

Здесь представлена глиняная посуда: молочные кринки, черепеньки, корчаги, кувшины. Эти изделия в музей передал Рузин Василий Яковлевич. Из его воспоминаний «Глиняная посуда продавалась круглый год. В деревне этим ремеслом не занимались. Мы покупали на базаре в Меленках. Её делали мастера Малаховы из деревни Коровино».

Это изделия из лозы. Лозоплетение традиционно развивалось в приокской стороне. Одним из центров считается село Ляхи.

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website