История края в истории родников
Автор: Булаева Дарья
ученица 11 класса
Руководитель: Куркина Г.Б.
2009 год
Областной конкурс исследовательских краеведческих работ школьников, участников туристко-краеведческого движения «Отечество»
Муниципальное общеобразовательное учреждение Тургеневская средняя общеобразовательная школа
Автор: Учащаяся 11 класса МОУ Тургеневская средняя общеобразовательная школа Булаева Дарья Юрьевна 19.09.92 года рождения
Руководитель: Куркина Галина Борисовна,
учитель географии МОУ Тургеневская средняя общеобразовательная школа
2009 год
1.Введение
В Тургеневской школе существует экологический проект. В 2004г, во время летней школьной практики ученики под руководством учителя географии Куркиной Г.Б. проводили экологический мониторинг окружающей среды. Так в 2006г. были организованы экспедиции «Голубой патруль» по рекам Мокрая и Райна, с целью изучения состояния рек и их очистки. Ребята увидели, что реки обмелели, сильно загрязнены, берега их заросли. Наши реки имеют родниковый тип питания, поэтому мы решили изучить родники нашей местности.
Вода. Мы ее замечаем, когда она исчезает. И тогда с первобытным ужасом в глазах хватаем ведро и бежим к ближайшему колодцу.
Лучшие слова о ней уже сказаны писателем-мудрецом Антуаном де Сент- Экзюпери — человеком, который очень хорошо знал, что это такое — умирать от жажды в раскаленной от зноя пустыне: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь. Твоим милосердием снова отворяются иссякшие родники сердца».
"Родники"- так наш народ издавна называет бьющий из глубины земли водный источник. Прежде, чем выйти на поверхность, вода несколько раз проходит различные слои земли и очищается. Поэтому родниковая вода всегда отличалась прозрачность, свежестью и отличным вкусом. Она не замерзает в суровые зимы и дает прохладу в летний зной. Глоток родниковой воды утоляет жажду, бодрит, укрепляет здоровье и исцеляет. Родником, или ключом обозначается небольшой водный поток, бьющий непосредственно из земных недр. Родники, как выходы грунтовых и подземных вод на поверхность, являются уникальными естественными водоёмами. Они имеют большое значение в питании и других поверхностных водоёмов, поддержании водного баланса и сохранении стабильности окружающих их биоценозов. Некоторые российские реки и водоёмы порождаются именно такими подземными источниками. Их питание осуществляется за счёт более глубоких водоносных слоёв (свыше 10-20 м), куда загрязняющие вещества с поверхности практически не проникают. По гидрохимическим особенностям воды родников можно судить о состоянии подземных вод в данном регионе. Родниковая вода берется в том самом месте, откуда она поступает из-под земли. Некоторые родники представляют собой уникальные природные объекты, имеющие значительную научную ценность как памятники природы. Они являются центральным компонентом окружающих их ландшафтов, повышают их эстетические свойства. С родниками связаны многие легенды и обычаи местного населения, возникновение культа воды. В нашей местности имеется множество родников, многие из них имеют свои легенды. И поэтому я стала собирать материал об истории наиболее почитаемых родников. Главным источником моего реферата являются устные воспоминания родственников и односельчан. Также я использовала материалы Муромского историко-краеведческого и мемориального музея, краеведческого музея Тургеневской школы. В моей исследовательской работе неоценимую помощь оказали и следующие книги: «Меленковский край: очерки истории», адресованная тем, кому не безразлична судьба родного края, автор член- корреспондент Российской академии наук, доктор биологических наук, профессор Мамаев Станислав Александрович; - «Святыни земли Меленковской», которая содержит материалы по православной истории Меленковского края в XVII - первой половине XX в. автор-составитель М.Я.Федотова.
2. История края в истории родников.
2.1. Культ воды и водных источников.
Культ воды и водных источников по-видимому является единственным архаическим культом, который прослеживается относительно славян с I тыс. до н.э. до современности. Длительную устойчивость культа вод и в особенности родников отмечал Мирча Элиаде: "уничтожить его не смогла ни одна религиозная революция; питаемый народным благоговением, культ вод оказался в конечном счете терпим даже христианством - после бесплодных гонений в средние века." Почитаемым родникам не были уделены специальные исследования; они рассматривались преимущественно в этнографических работах, изучавших уже христианизированные формы водных культов. Видимо, в силу широкого распространения почитаемых источников в славянской культуре и православном мире, исследования в этой области по-существу до сих пор не вышли за рамки констатации их наличия, описания единичных объектов и признания глубокой древности этого явления.
Начало культов воды (и родников в частности) уходит в индоевропейское языческое поклонение стихиям мироздания и выражается в организации вблизи мест проживания природных сакральных комплексов. Христианский компонент, присоединившийся к почитанию воды после Крещения Руси, с течением времени стал занимать преобладающий смысл в культе родников и воды и переориентировал это почитание в русло общей христинаской направленности, связав его с культом Богоматери и святых.
Богородица как "Мать - сыра земля" стала символизировать природную рождающую силу; то, на поклонение чему были ориентированы языческие культы. С родниками связаны многие легенды и обычаи местного населения. Воду некоторых родников местное население считает святой, целебной, используемой при лечении различных заболеваний. На некоторых родниках
сооружены часовни, которые представляют собой историческую и культурную ценность.
2.2.Исследовательская работа
2.2.1. Цели и задачи
Проблема. Свою исследовательскую работу я назвала «История края в истории родников». Я считаю, эту проблему можно ассоциировать не только с проблемой малых рек. Она имеет всероссийское значение, ведь вследствие работ по мелиорации исчезли многие родники. Это повлекло за собой исчезновение малых речушек и обмеление судоходных рек. А вместе с исчезновением родников исчезает целый пласт народной культуры, истории родного края.
Цель: воспитание бережного отношения к экологии и истории родного края. Назначение:
-Выявить родники.
-Определить значение родников в. жизни сельчан.
-Узнать историю родников.
Задачи:
• Сбор материала по истории родников.
• Отработка навыков
-самостоятельного поиска необходимой информации с использованием различных источников;
-проведения социологического опроса.
• Формирование умений
-создавать и трансформировать карты родника и прилегающей территории;
Направления работы:
-социологические исследования (социологический опрос, анализ опроса, анкетирование1);
- поиск родников и составление карт;
-описания истории родников -очистка родников;
В ходе полевых исследований были составлены описания родников по плану [1] , изучена их история.
План описания:
1. Географическое положение.
2. Наличие каптажа и его устройство.
3. Тип родника.
4. Дебит родника.
5. Характер использования.
6. Колебание уровня воды.
7. Состояние поверхности почвы вокруг каптажа: наличие замощения, водоотводной канавы, ограждения.
8. Источники загрязнений.
2.2.2. Почитаемые родники нашего края.
Новской родник [2]
1. Родник находится в 4,2 км от деревни Тургенево в Ленинском урочище на левом берегу Райны.
2. Каптажа нет.
3. Естественный нисходящий родник.
4. Дебит низкий ~ 0,5 л/ч
5. Не используется.
6. Колебания уровня воды средние.
7. Ограждение отсутствует, нет замощения, берега не обкашиваются.
8. Источников загрязнения нет.
Этот родник, который мы решили отыскать, находится примерно в восьми километрах от Тургенева на берегу реки Райны, у Кулаковских Посёлков. Об этом роднике мы узнали от Рубцовой Т.Н..
Родник находится в урочище Ленинский, которое имеет еще одно название - Новской. Откуда произошло это название? С этим вопросом я обратилась к Рузиной Людмиле Серафимовне, учителю истории. От нее я узнала, что этими землями владела графиня Вера Матвеевна Никонович, в народе чаще ее называли графиня Новеньковская или Новская. [3] [4] Отсюда и пошло название родника. С именем Веры Матвеевны связана история появления чудотворной иконы в бывшей церкви Иговского погоста.
В книге «Святыни земли Меленковской» я прочитала, что в деревне Новой прихода Иговского погоста проживала потомственная дворянка Вера Матвеевна Никонович, женщина в высшей степени религиозная. Вера
Матвеевна решила выписать со святой горы Афон для своего храма
2
Иверскую икону Божьей Матери.
Икона та почиталась как чудотворная. После случая с исцелением крестьянина Макарова святой Синод определил оставить икону в церкви «..в уповании, что проявления благодатной силы божьей от святой иконы могут способствовать укреплению веры в православном населении и вразумлению заблуждающихся относительно Святых икон молокан, имеющихся в Иговском приходе»
После революции было принято решение о конфискации земель у графини. На территорию лесного массива выселились крестьяне и образовали коммуну, а поселение назвали Поселками. В тридцатые годы коммуна распалась, но жители так и остались там. Именно в это время и был обнаружен родник. За ним ухаживали, чистили, построили короб. Последний житель Поселков, - Хазьян, уехал оттуда в 1975 году. В 90-х годах на территории поселков семья Рубцова В.Н. организовала фермерское хозяйство. Они обрабатывали там землю и всегда пили воду из этого родника. 15 лет назад он был отремонтирован. Вода была чистая и очень вкусная. В 19 94 году участок запустили, и с того времени там никто не бывал.
Дорога, по которой мы добирались, сильно заросла. Мы очень долго искали родник, исходили весь склон, поросший густой травой. И у кустарника мы увидели родник, который уже превратился в грязную лужу. Если бы там хоть изредка бывали люди и ухаживали за ним, родник точно бы встречал до сих пор всех чистой водой. Забыт, родник, стираются из памяти странички летописи края. Очень важно не только очистить родник, но и сохранить в памяти народной историю родных мест.
Дьяконов родник. [5] [6] [7]
Легенда этого родника связана с основанием Иговского или, как он значится в старинных книгах, Флоровского погоста. «В древности близ сельца Городищ на берегу реки Чермной, среди лесов была церковь во имя Св. Николая Чудотворца. В лесах скрывались шайки разбойников, которые своими грабежами наводили ужас на окружающее население.
Это оскорбляло церковную святыню, а потому однажды храмовые иконы Св. Николая Чудотворца и Флора и Лавра оказались вне храма. Икона Флора и Лавра- была найдена в лесу на сосне в 9 верстах от прежней церкви. Святыни перенесли обратно в храм, но они опять пропали и оказались на прежнем месте, в лесу. Такое явление принято было за указание свыше. И на месте явления иконы Св. мучеников

Флора и Лавра была построена церковь во имя этих святых. Таким образом, было положено начало Флоровскому или Иговскому погосту» .Подтверждение этой легенды было найдено в документах архива Муромского музея. А на месте, где была обнаружена икона, забил родник. Название этого родника связано еще с одной легендой.
Однажды дьякон, возвращаясь из дальних мест домой, заблудился и выбился из сил. Все попытки обнаружить дорогу были тщетны, и вот он набрел на лесной родник. Испивши воды, прилег путник отдохнуть и заснул. А во сне привиделась ему Богородица и указала верный путь. С тех пор считается. Что если заблудившийся путник найдет Дьяконов родник, то обязательно найдет дорогу к дому.
Адинский родник 1
1. Родник располагается на р. Часовинская в 1 км от деревни Адино к югу.
2. Сделан сруб.
3. Естественный нисходящий родник.
4. Дебит сильный ~ Зл/ч
5. Характер использования смешанный - питьевых целей и отдыха.
6. Колебания уровня воды не сильные.
7. Ограждение отсутствует, подход замощен, берега обкошены.
8. Источников загрязнения нет.
Известные в этнографии современные почитаемые родники уже в полной мере вписаны в церковный круг обрядов и символических христианских маркеров. Они, как правило, уже имеют не самостоятельное, а опосредованное значение - сопровождаются иконами или крестами, во многих случаях расположены при церкви, часовне или в монастыре; к таким родникам ходят по завету и оставляют у них приношения - деньги, материю, ленты. Одним из таких родников является «Живой колодец», что находится вблизи деревни Адино.История этого родника уходит в глубину веков. Существует несколько версий о его происхождении.
Легенда первая связана с потопом.
Деревня Адино Маленковского уезда Владимирской губернии до потопа находилась на другом месте, южнее нынешнего, на берегу речки, между современным Адиным и д. Славцево После потопа спасся лишь "один" крестьянин, как Ной, который переселился на современное место. Затем рядом с ним стали селиться другие крестьяне, и, таким образом, основалась деревня, названная в честь первого, Адино, Одино. Деревня упоминается в 1676/7 гг. В двух верстах от первоначального места деревни, на восток, находится "Святой колодезь. Живой колодезь", образовавшийся от удара копытом коня св. Георгия Победоносца. Вода в нем святая, чудотворная. 1Там также сохраняется часовня-столб, на месте деревни, что ушла под воду. Есть ли подтверждение этой легенде? Про некий "потоп" толкуют предания всех абсолютно деревень этого региона. Провалилась якобы под воду церковь в Арзамасе.
Легенда вторая гласит, что на правом берегу реки Часовенки стояла деревня. В этой деревне была церковь, построенная в честь святого Георгия Победоносца. Храм стоял на высоком берегу оврага, у подножия которого бил родник. Во время нашествия монголо-татар деревня была разрушена, в живых остался только один человек. Он решил построить свой дом подальше от пепелища. Там и была основана деревня Адино. Название произошло от слова «один».
Родник Парасковьи Пятницы или Тетерев родник1
1. Родник расположен в 2 км к северо-западу от Селина, на левом берегу р. Мокрая.
2. Есть водоотводная канава.
3. Естественный нисходящий родник.
4. Дебит средний ~ 0,5 л/ч
5. Не используется.
6. Колебания уровня воды средние.
7. Ограждение отсутствует, нет замощения, берега не обкошены.
8. Источников загрязнения нет.
В культе воды отмечаются постоянные элементы, которые сопутствуют родникам и источникам на всем протяжении их существования. Это семантическая связь родников с женскими сакральными персонажами в язычестве и в христианской интерпретации культа. Один из таких персонажей - Мокошь. Макошь,- богиня Судьбы, старшая из прях, богиня плодородия. Раньше считали, что Мокошь - женское божество пантеона - была заимствована у финно-угорских племён. Мокошь ведёт своё начало от вил-русалок и «матери сырой земли». В древнерусское время она - богиня плодородия, воды, в последствии покровительница женских работ и девичьей судьбы». С принятием христианства Мокошь трансформировалась в Параскеву-пятницу - покровительницу ткачества и женских работ Современные культы родников в подавляющем большинстве связаны с культом Богородицы или Параскевы Пятницы. Связь воды с ритуальным умыванием, которое символизирует рождение заново, так же отсылает нас к восприятию родника как образа женского плодородия.
К такому типу родников относится Тетерев родник.
О Тетереве роднике мы узнали от Пучковой Веры Константиновны. Она с радостью отозвалась на нашу просьбу, показать этот родник в посадках, потому что ей давно хотелось побывать в местах своего детства.
Мы отправились туда пешком. Обогнув улицу Заливаевку по полевой дороге, шли к посадкам, расположенным справа от реки Мокрая и слушали увлекательные воспоминания нашего гида. Вера Константиновна с трудом узнавала повзрослевшие на 25 лет посадки. Но родник мы нашли быстро. Он расположен за оврагом между Вторыми и Третьими посадками. К реке от леса идет небольшой склон. Под одиноко стоящей ольхой густо разрослась осока, в ней мы и обнаружили заброшенный родник. А ведь четверть века назад каждый путник, возвращаясь из леса, утолял жажду холодной, хрустально-чистой водой. За Тетеревым родником раньше следили пастухи, они обложили его дощечками и ежегодно чистили. Покровительницей этого родника считалась Параскева Пятница. В церкви Иговского погоста, на территории которого находился родник, был придел посвященный этой святой. К тому же вода в этом источнике обладает чудодейственными свойствами. Раньше здесь умывали беспокойных детей, оставляя на ольхе чепчики и пеленки.
Крещенский родник 1
1. Родник распологается на правом берегу р. Мокрая в 300 м от деревни Селино, в западном направлении.
2. Каптаж сделан из досок, он довольно глубокий, размер 1,5><2. Есть водоотводная канава.
3. Естественный нисходящий родник.
4. Дебит Большой ~ 3 л/ч.
5. Характер использования смешанный - питьевых целей и отдыха.
6. Колебания уровня воды не сильные.
7. Подход замощен, территория около родника обкашивается.
8. Источников загрязнения нет.
Вода являлась той стихией, из которой, по мнению славян, возникла сама земля; на воде, по представлению славян и других народов, она и покоится. Если огонь связывается с культурой, то вода, как и земля, - с жизнью. У славян широко представлен культ колодцев, ключей, озер - вообще всяких водных источников, который перешел и в христианскую веру (например, Крещение, освящение воды в Крещение и в Благовещение). Есть в Селино святой Крещенский родник. Он расположен на реке Мокрая за старой фермой, позади ул. Фадева. Его еще называют Фадевский. Его часто посещают жители села. На Крещение, 19 января, к полночи здесь выстраивается очередь из верующих, чтобы набрать святой воды. Она считается целебной и изгоняет из жилищ злых духов, если ее набрать именно Крещенской ночью. В это время у родника читают молитвы и освящают воду церковным крестом. За родником ухаживают местные жители. Раз в год
администрация собирает деньги с населения и оплачивает работы по очистке родника. Нашим проводником на Крещенский родник была Малышева Ольга Владимировна. Мы шли туда не по крапиве, как на все предыдущие родники, а по обкошенной широкой тропе. По ветхим мосткам подошли к каптажу, сделанному из досок. Он был полон хрустально чистой, ледяной водой. Немного ниже каптажа построена купель. Ее сруб, размером 2x2, почти сгнил, ему требуется капитальный ремонт. Здесь можно не только умыться, но и окунуться.
От Ольги Николаевны Малышевой я узнала, что родники в нашей местности не только почитаются, про них также слагают стихи. [8] [9]
2.3. Очистка родников
«Хотеть не достаточно, надо действовать!» И. Гете
История родников это не только страницы истории, не только пример бережного отношения к природе, но и, увы, пример варварского отношения к родному краю. Многие родники нашей местности пересохли, завалены мусором, заросли травой и постепенно стираются из памяти названия родников, их легенды. Учащиеся нашей школы решили помочь родникам и провели работу по их очистке.
Как расчищать родники? Многие родники, которые известны, засыпаны мусором. Мусор погрузить на тележку и отвезти на свалку. Окопать землю вокруг родника, снять накопившуюся грязь. Чтобы к источнику было удобно подойти, необходимо обложить его мытыми крупными камнями. У спуска к источнику можно установить табличку с названием ключа, указать фамилии ребят, взявших над ним шефство. Также необходимо расчистить и русло реки, а при возможности, добиться его заповедания. Следующий этап расчистки некоторых заиленных родников более серьезный. Сначала нужно отвести воду, чтобы не мешала земляным работам. Затем расчистить родник, выкопав (обязательно вручную!) яму глубиной 1-1,5 метра и диаметром 2-3 метра. Это если, конечно, родник бьет сосредоточенно, из одной точки. Если же подземная вода выбивается на поверхность рассеянно - на площадке в несколько метров, то копают канаву. Откосы ямы или канавы покрывают так называемым «обратным фильтром», т.е. сначала кладут слой песка, а потом более крупный фильтрующий материал - гравий и щебень. На него устанавливают железобетонное кольцо-колодец, деревянный сруб или просто плетеную корзину. На дно колодца для пригрузки фильтра укладывают слой камня-булыжника. Вокруг колодца - слой глины, ее хорошо утрамбовывают. Нельзя изменять русло родника, нарушать его выход. Для глубоких, водообильных родников после расчистки оплывшей земли в грунт забивают металлическую трубу длиной 2-3 метра, диаметром 25-30 сантиметров. В нижней части трубы должны быть прорези - перфорации. Грунт из трубы выбирают, а перфорированную часть засыпают песчано-гравийной смесью и делают пригрузку из более крупных камней. У сливного отверстия можно положить деревянную колоду, подступы замостить. Родник желательно обсадить ивами, поставить скамейку.
Проведенные работы
Тетерев родник - выкопали канаву для отвода воды, очистили родник от ила и выкопали яму глубиной 1 метр. Выложили обратный фильтр. Скосили траву. Установили крышу над местом водосбора, указатель.
Новской родник — выкопали яму и скосили траву. Вышли с предложением в администрацию округа отремонтировать каптаж Крещенского родников. Адинский родник был отремонтирован местным жителем Ладышкиным В.Н. Установлен деревянный сруб, в котором находится колодец, лавочка для отдыха, ведра, кружки.
Проведены физико-химические исследования, по результатам которых видно, что вода в большинстве родников пригодна для питья. Однако в родниках, которые регулярно чистятся, вода имеет лучшие органолептические свойства. [10]
Написана история каждого родника, составлена карта родников [11] Организованы экскурсии на родники для учащихся школы.
Отправлена статья «Живи, родник» в районную газету «Коммунар». Совместно с сельской администрацией составлена смета предполагаемых затрат. [12]
3. Заключение.
«Поздно копать колодец, когда горло пересохло от жажды». Плавт
По результатам моей работы можно сделать вывод о том, что значение родников в жизни нашего округа стало меньше и это связано с сооружением водонапорных башен и проведением водопровода в дома.1 Когда вода есть в доме, то и к родникам зарастает тропа, родники затягиваются илом и совсем исчезают с поверхности. В селах, где отсутствует водопровод отношение к родникам совсем иное.
Сегодня родников становится всё меньше. Они уходят, может быть потому, что раньше были нужны пахарям, пастухам, косарям и просто путникам. За последние годы с поверхности исчезло и заросло несколько десятков родников.
Каждый родник, изученный в ходе работ, является неотъемлемой частью истории родного края. И для того, чтобы родники не исчезли совсем из нашей жизни, с карт нашей местности были разработаны рекомендации. Для школы:
1. Учащимся Тургеневской СОШ взять шефство над родниками с целью их сохранения.
2. Проводить учебно-познавательные и экологические экскурсии.
3. Продолжать мониторинг и контроль за санитарно-гигиеническим состоянием родников.
4. Составить паспорта родников.
Для администрации:
1. Поставить указатели и организовать места отдыха у родников.
2. Отремонтировать сруб Роматовского родника, организовать доступ к нему.
3. На Фроловом роднике поменять сруб и сделать баран.
4. Проводить целенаправленную работу по охране родников.
5. Отремонтировать каптаж Крещенского родника.
6. Ходатайствовать в вышестоящие органы о присвоении Адинскому роднику статуса Памятника природы.
Для жителей:
1. Не загрязнять берега рек.
2. Участвовать в чистке рек и родников, следить за их состоянием.
Вот уходит за родником родник. Смыкаются земные уста. Неслышно щёлкнул невидимый ключ. На запоре, до лучшей поры, бережёт земля родниковую воду. Чем больше узнаешь о родниках, чем больше тайн открывается, тем больше возникает вопросов. Почему люди, имея другие источники воды, интуитивно тянутся к родникам? Может быть, кроме своей первозданной чистоты, они еще несут нам какую-то неведомую пока информацию. И это действительно ключ для познания тайн не только подземных кладовых, но и самого человека.
«Если будут звенеть родники,
Будет биться и сердце России» - сказал поэт. И нам, поколению XXI века нужно сделать так, чтобы спасти подземные воды от загрязнений, чтобы не иссякали живительные родники нашей малой родины, чтобы каждый смог придти и увидеть маленькое чудо: бьющий из-под земли чистой, хрустальный источник.
Кто ключевую воду пьет,
Тот никогда не устает.
И мы верны родным краям,
Лесам, лугам и родникам.
Ты как святыню береги
И ручейки и родники.
Ведь даже капля в роднике
Дает начало всей реке.
Литература и источники
1. Бычков А.А. Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян. М., 2001. С.263.
2. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана: Кн. для учителя.-М.: Просвещение, 1985.-191 с.,ил.
3. Добрынина.Н.Г. Владимирские Губернские ведомости. Местности в Меленковском уезде с народными о них преданиями. Владимирские Губернские ведомости. 1868 г.
4. Добронравов. В. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. 1897г. Вл. 1897.
5. Мамаев С.А. Меленковский край: очерки истории. Екатеринбург, 2004.
6. Федотова М.Я. Святыни земли Меленковской. Монография. Владимир, 2008.
7. Филимонова Т. Д. Вода в календарных обрядах.М.,1999.
8. Экологические очерки о природе и человеке. Под редакцией Б. Гржимека.- М.: Прогресс, 1988г.
9.Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М., 1999.


This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website