Сценарии
Очень важно сохранить народные традиции, обычаи своего народа. Вот уже в течение нескольких лет в музее проходят такие праздники, как «Масленица», «Колядки», «Посиделки на Кузьминках», «Пасха», «Троица» и другие. По этим праздникам разработаны сценарии.
Экскурсия
Комната ремёсел
В нашу «Комнату ремесел»
Заглянуть любезно просим...
Центральное место в этой экспозиции занимают два ткацких стана. Один из них передан нашему музею семьёй Сизовых. На нём работали три поколения:
Сизова Лукерья Андреевна, Сизова Екатерина Ивановна, Сизова Евдокия Михайловна.
Исстари на Руси ручное ткачество считалось традиционным женским занятием. Не было в деревне женщины, которая не умела бы ткать. На стане ткали холсты (новины), скатерти, столешники с красивым узором, полотенца. В войну ткали клетчатый материал и шили верхнюю одежду: кофты, фартуки, мужские рубашки, стегали одеяла. Из холстов шили нижнеё белье, наволочки, простыни.
На стане, который передала в музей Булаева Надежда Фёдоровна, мы начали ткать половики.
Обратите ваше внимание на богатую коллекцию полотенец. Полотенца занимали особое место в культуре русской деревни, они сопровождали человека всю его жизнь. На полотенце принимали новорожденного, на полотенцах провожали человека в последний путь. Полотенца использовались для праздничного убранства избы. Они вывешивались на стены, зеркала, иконы к большим праздникам, таким как Пасха, Рождество Христово. Кроме того, полотенца вывешивались во время свадеб, на крестинном обеде, в день трапезы по случаю возвращения с воинской службы или приезда долгожданной родни. Встречая дорогих гостей, на полотенце выносили хлеб - соль. Часто полотенце заменяло скатерть.
Полотенца обычно изготавливали в домашних условиях и очень редко приобретали в лавках или на ярмарках. Каждая крестьянская девушка могла выткать необходимый для полотенец тонкий белый холст и орнаментировать его так, как это было принято в ее деревне. Полотенца тщательно берегли и передавали по наследству. Они входили в приданое невесты и свидетельствовали о том, какая она рукодельница. Полотенца дарили на свадьбу жениху и его родственникам.
Каждое старинное полотенце читается по – своему, имеет свое значение, но все они несут солнечную энергию радости, счастья, добра, любви и благополучия.
Плетение лаптей считалось несложной работой, но требующей сноровки и навыков. Не зря про крепко напившегося человека и сейчас говорят, что он, мол, «лыка не вяжет», то есть не способен к элементарным действиям! Зато, «связывая лыко», мужчина обеспечивал обувью всю семью — тогда специальных мастерских ещё не было. Эта обувь считалась незаменимой в деревне – удобная, лёгкая, дешёвая. Единственный ее недостаток — недолговечная. О недолговечности плетеной обуви свидетельствует поговорка: «В дорогу идти, пятеры лапти сплести». Зимой мужик носил одни лапти не более десяти дней, а летом в рабочую пору стаптывал их в четыре дня. Лапти, ставшие своего рода символом, вошедшим во множество пословиц и поговорок, традиционно считали обувью беднейшей части населения. И неслучайно. Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях.
Для плетения лаптя нужна была деревянная колодка и костяной или железный крючок - кочедык. Особого навыка требовало плетение запятника, где сводились все лыки. Связать петли старались так, чтобы после продержки обор, они не кривили лаптя и не трудили ноги на одну сторону. Есть легенда, что сам Петр I учился плести лапти и что сплетенный им образец хранится среди его вещей в Эрмитаже.
Лапти просуществовали не одно столетие, и теперь являются символом русской деревни и добрым памятником о наших славных предках.
Береста как материал для бытовых изделий привлекала народных мастеров с давних пор. Из этого пластичного, стойкого материала изготовлялись плетеные изделия. В крестьянском доме, можно было увидеть много берестяной утвари, весьма необходимой в хозяйстве: набирушки, корзины, кузова, короба, сумки, пестери, туеса, хлебницы солонки, плошки, ступни, брусочницы, зобни.
С корзинами и пестерями ходили в лес по грибы и ягоды. Короба служили для хранения овощей, муки и круп. Туеса были незаменимыми для хранения молочных продуктов, меда, рыбы и солений. Солонки были разных размеров и видов, часто в виде стилизованной утицы. Разбитые горшки получали «вторую жизнь» после обвивания их берестяной лентой. Во дворе можно было встретить простую конскую упряжь из бересты, веревки, на рыбацких сетях - поплавки.
Уходя на работу в поле, крестьянин брал с собой туесок с водой или квасом, и в самый жаркий день питье в туеске оставалось холодным. За спиной он носил берестяной пестерь - плетеный заплечный мешок, на ногах лапти, часто сплетенные из бересты.
Здесь представлена глиняная посуда: молочные кринки, черепеньки, корчаги, кувшины. Эти изделия в музей передал Рузин Василий Яковлевич. Из его воспоминаний «Глиняная посуда продавалась круглый год. В деревне этим ремеслом не занимались. Мы покупали на базаре в Меленках. Её делали мастера Малаховы из деревни Коровино».
Это изделия из лозы. Лозоплетение традиционно развивалось в приокской стороне. Одним из центров считается село Ляхи.

Возвращение к истокам
Обряды, праздники, обычаи, таинства - живая национальная память народа, воплощение неповторимого духовного опыта.

Муниципальное общеобразовательное учреждение Тургеневская средняя общеобразовательная школа
« Возвращение к истокам»
Место проведения: русская изба
Подготовила: Суслова Татьяна Федоровна воспитатель ГПД
Традиции народа это то, что наиболее полно отражает его духовный облик и внутренний мир. Обряды, праздники, обычаи, таинства - живая национальная память народа, воплощение неповторимого духовного опыта.
Человек приходит в этот мир не на голое место, не в пустыню, а на богатую ниву, взращенную многими поколениями. Это касается и культурного наследия народа.
Бережно припадая к этому источнику памяти, постараемся не замутить его самобытную чистоту идущую от сердца к сердцу простоту, светлый и гармоничный мир народной культуры.
Чувство личности, чувство человеческого достоинства немыслимо без национального самосознания, основанного на ощущении духовной связи с родным народом. Основная национальная русская идея - служение высокому и прекрасному во всех ее проявлениях. Другая существенная глубинная идея национального сознания- идея семьи – как частицы единого рода. Не случайно с древних времен наши мудрые предки наставляли своих питомцев хранить веру, почитать старших, служить государству, беречь в душе чувство благоговения и главное учили, как нести все эти чувства в семью, как строить свой внутренний храм и семейный дом.
Цель:
Воспитание нравственных принципов и поведенческих навыков у детей,
Задачи:
-развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества;
Формировать у молодого поколения такие черты национального характера, как милосердие, веротерпимость, совестливость;
Возрождение и воссоздание духовности в школе, предоставление возможности подрастающему поколению глубже почувствовать свои национальные корни;
Знакомство с традициями и обрядами русского народа и вовлечение как дете так и их родителей в проведение праздников.
- Этапы подготовки:
  • Беседа с учениками об истории возникновения обрядов и русской календарной обрядовой поэзии.
  • Разработка сценария.
  • Подбор старинных русских колядок, разучивание хороводных песен и танцев, игр, прибауток, колыбельных песен, закличек.
  • Запись народной музыки.
  • Создание презентации: « Обряды в картинах русских художников».
  • Распределение ролей.
  • Изготовление костюмов для участников праздника.
  • Подготовка декораций и реквизитов праздника.
«Возвращение к истокам»
Чтец:
Жизнь плескалась волжскою волною
Хлеб рожала русская земля,
Складывались песни о героях
И летели с ветром за моря.
Буднично, потрескивая сухо,
Ладанка дымилась так ужо…
И шептала бабка- повитуха:
«Даст господь – все будет хорошо!»
Вот рождалась жизнь!
А с нею песня,
Чистый свет, живительный родник.
Шли они рука об руку вместе:
Любовь, жизнь, песня – так народ привык!
Во время слов чтеца идет показ слайдов
Учащаяся в народном русском костюме с завернутой куклой в руках, имитирующей ребенка, исполняет колыбельную.
Ай ,баю, баю, баю,
Тебе песенку спою.
Как у серого кота
Колыбелька золота,
В ней постелька постлана,
Перинушка пухова.
Приди, котик, ночевать,
Мою доченьку качать,
Уж ты сон да дрема,
Приди к Насте в голова!
Баю – баю, баю- баюшки, баю
Не ложися на краю
Придет серенький волчок
Схватит Настю за бочок
И утащит во лесок,
Под ракитовый листок.
Под кусточком камушки,
Плохо жить без мамушки.
Чтец:
И в до пят рубахе домотканой
Тополиной поступью легки
Топали, под песни вырастая,
Русичи, а в чем- то казаки.
Разворачивает « младенца», играет с ним, напевая пестушку, потешку.
Мать:
Ладушки, ладушки! Попили, поели,
Где были?- У бабушки. Шууу- полетели,
Что ели?- Кашку. На головку сели,
Что пили?- Бражку. Ладушки запели.
Чего на закуску. Сели, посидели,
Хлеб да капустку. Прочь улетели!
Чего на заедку?
Пареную репку.
Кашка масленая,
Бражка сладенькая.
Чтец:
На любви замешанное круто,
Только пробудившись ото сна,
Вдаль спешило детство- жизни утро,
Жизни человеческой весна.
Мать в это время работает скалкой. Ставит на стол птички.
Выходят дети, подходят к матери.
1-й ребенок.
Благослови, мати, весну закликати,
Весну закликати, зиму провожати.
Пусть зима уходит впрок,
Весну пустит на порог.
Мать: Идите в поле, несите здоровье.
Первое- коровье, второе- овечье,
Третье человечье
Дает детям птичек. Дети разбредаются по залу, держа в руках птиц, исполняя песню- закличку. После отдают птички гостям.
Жаворонки прилетите,
Красну весну принесите,
Принесите нам весну
На своем да на хвосту,
На сохе, на бороне,
На лошадке, на коне.
Синички- сестрички,
Чечетки- тетки,
Кулички- мужички,
Скворцы- молодцы,
Из-за моря к нам летите,
Весну красную несите!
С шелковой травой,
С жемчужной росой,
С теплым солнышком,
С пшеничным зернышком!
Жаворонки, прилетите,
Красну весну принесите.
Нам зима- то надоела,
И весь хлеб у нас доела,
И дрова все пожгла,
Молоко все унесла.
Чтец:
Наступила весна,
а с ней – повсеместно радость.
Поселяне собирались на горку,
И с нее приветствовать
Наступающие весенние забавы
Под музыку дети вбегают на горку. Мать в это время вышивает, готовит приданое
Игра «Бояре, а мы к Вам пришли»
Мальчики: Бояре, а мы к вам пришли,
Молодые, а мы к вам пришли.
Девочки: Бояре, а зачем пришли,
Молодые, а зачем пришли?
Мальчики: Бояре, мы невест смотреть,
Молодые, мы невест смотреть
Девочки: Бояре покажите женихов,
Молодые покажите женихов!
Мальчики: Бояре, а вот мы женихи,
Молодые, а вот мы женихи.
Девочки: Бояре, покажите кушаки,
Молодые, покажите кушаки.
Мальчики: Бояре, да вот наши кушаки,
Молодые, да вот наши кушаки.
Девочки: Бояре, покажите сапоги,
Молодые, покажите сапоги.
Мальчики: Бояре, да вот наши сапоги,
Молодые, да вот наши сапоги.
Девочки: Бояре покажите колпаки,
Молодые, покажите колпаки.
Мальчики: Бояре, мы забыли колпаки
Молодые, мы забыли колпаки.
Девочки: Бояре, выбирайте невест,
Молодые, выбирайте невест.
Мальчики: Бояре, у вас все хороши,
Молодые, у вас все хороши!
Девочки. А мы сами себе кавалеров выберем.
Кадрильная пляска «Ах вы, сени»
Ах вы сени, мои сени,
Сени новые мои,
Сени новые, кленовые,
Решетчатые.
Выходила молода
За новые ворота,
За новые ,кленовые,
Решетчатые
Выпускала сокола
Со правого рукава,
На полете- то соколику
Наказывала.
Ты лети, лети, соколик,
Высоко и далеко.
И высоко, и далеко,
На родиму сторону.
И высоко, и далеко
На родиму сторону.
На родимой на сторонке
Родный батюшка живет
Чтец:
Словно колос, набирали силу
Мальчики на волжском берегу,
Плавали саженками, дружили,
Мудрость поглощая на бегу.
В сарафанах прыгали девчушки,
Кукол ненаглядных позабыв.
Осень всех одаривала щедро,
И звучал привычный всем мотив.
Мать готовит серпы.
Исполняя песню «Осень на порог»
1.Уж ты курка не пой,
Конопатка ,не пой
Ой, овсень,
Ой, овсень!
2.Ой, ты, пой петушок,
Золотой гребешок
Ой, овсень
ой, овсень!
3.Подай голосок
На Егоров дворок
Ой, овсень
Ой, Овсень!
4.У Егорова двора
Прикатона гора.
Ой, овсень
Ой овсень.
5.А Егорова Жена
В шелка – бархат сряжена
Ой, овсень
Ой, овсень
6.А Егор- то сам
Много плюшек кинет нам
Ой, овсень
Ой, овсень
Осень, осень,
Сноп последний носим.
Приходи с ливнем,
С хлебом обильным,
Со льном высоким,
С корнем глубоким.
Мать: ( Держит в руках каравай)
Хлебушко расти
Времечко, лети!
До новой весны,
До нового лета,
До нового хлеба!
Чтец:
И зиме с покровом снежным рады,
Рукоделье отложив на час,
Распевала молодость коляды,
Кто их знает, может быть, из вас?
Мать одевает платок. Стук в дверь, ряженные в различных зверей
Мать: Заходите, гости дорогие!
1-й колядовщик.
Благослови, хозяюшка, Колядку покликать.
Вошла Коляда позади Рождества,
Впереди Масленицы.
Зашла Коляда к Егоровне во двор.
Дети поют:
1.Коляда-моляда
Прикатила молода!
2.Мы нашли коляду
Во Мироновом двору
3.Эй дядька Мирон
Выноси добро во двор
4.Как на улице мороз
Подмораживает нос.
5.Не велит долго стоять
Велит скоро подавать
6.Или тепленький пирог
Или маслица, творог
7.Или денежку копьем
Или рубль серебром!
Мать: Чем богаты, тем и рады!(Кладет в корзиночки подарки)
Колядующие: Благодарим хозяюшка!
Все уходят исполняя колядку
Чтец:
Отзвенело детство стройным хором,
Мыслей, дум других пришел черед.
Пышным цветом расцвела природа
И зовет девичий хоровод
Танец «Милый хоровод»
Милый мой Хоровод
Милый мой хоровод
Милый мой хоровод
Стой не расходись
Стой не расходись
Я скакала, я плясала
Я скакала ,я плясала
Танец водила
Танец водила
Танец отводила я
Танец отводила я
Венок уронила,
венок уронила.
Я пошлю же батюшку,
Я пошлю же батюшку.
Веночек искать
Веночек искать
Родный батюшка идет
Родный батюшка идет
Венок не несет
Венок не несет
Я пошлю же матушку
Я пошлю же матушку
Веночек искать
Веночек искать
Родна матушка идет
Родна матушка идет
Венок не несет
Венок не несет
Я пошлю же милого
Я пошлю же милого
Веночек искать
Веночек искать
А мой миленький идет
А мой миленький идет
Веночек несет
Веночек несет
Чтец:
А потом сваты с поклоном в гости,
Сваха что-то молвит про купца.
Все так чинно, по - земному просто,
Расплеталась девичья коса.
Сцена расплетания косы. Девушку-«Невесту» сажают на скамью, расплетают ее косу, расчесывают косу, расчесывают гребнем заплетают две косы, укладывая венцом на голове. Во все продолжение этой сцены звучит песня «Красный сарафан»
Когда плетут одну косу девушки поют
Не шей ты мне, матушка.
Красный сарафан.
Не входи, родимая,
Попусту в изьян!
Рано мою косыньку
На две расплетать!
Прикажи мне русую
В ленту убирать.
Пущай , непокрытая
Шелковой фатой,
Очи молодецкие
Веселит собой!
То ли житье девичье,
Чтоб его менять.
Торопиться замужем
Охать да вздыхать
Золотая волюшка
Мне милей всего-
Не хочу я с волюшкой
В свете ничего!
Чтец:
И опять суматоха,
За фатой счастливое лицо.
Русские обычаи, что в них плохо?
Нет, в них все до капли хорошо.
Звучит величальная песня «Виноград в саду цветет».Выходят» жених» и «невеста».Гости, исполняя песню, имитируют величание молодых, осыпание их хмелем и др.
1.Виноград в саду цветет,
А ягодка, а ягодка поспевает.( 2 раза)
2.Виноград- сударь Ванюшка,
А ягодка, а ягодка- свет Настасья (2 раза)
3.Ими люди дивовались,
Что хороши да пригожи урожались.( 2раза)
Чтец:
Мир и лад, то, чем семья богата-
Мы секрет откроем не тая.
Кольцевание ныне, как когда- то
Возвращенье на круги своя.
И как дар небес необозримых
Аист снова постучится в дом
Молодых, счастливых и любимых
- Наша песня говорит о том.
Звучит колыбельная. Снова выходит участница с 1 ребенком и исполняется та же «Колыбельная», что и в начале
Чтец:
Низкий поклон вам, добрые люди!
Счастья, здоровья и долгих лет…
Разве за песни кто нас осудит?
Раз нету песни- жизни нет.
Над головою чистого неба
Нам бы хотелось вам пожелать,
Славы, застолья, досыта хлеба,
С песнями жить и не унывать.
Литература:
Н.Астахова Энциклопедия детского фольклора. Изд- во Белый город Москва 2008
Е.В.Васильева Нравственное воспитание учащихся. - Волгоград: Учитель, 2008.
О.В. Ворошилова Русские фольклорные традиции: внеклассные мероприятия с младшими школьниками. - Волгоград: Учитель, 2007
В. В. Дмитриев Семейные обряды Владимирской деревни. Областной центр народного творчества. Владимир 1995г.
Т.Ю. Камаева Русский фольклор. Детские музыкальные праздники.1994г
А.В. Терещенко История культуры русского народа .изд-во Эколго Москва 2007

Возвращение к истокам
Традиции русского народа в картинах русских художников
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website