Судьба последнего священника Иговского погоста и его семьи
Автор: Куркина Анна
ученица 8 класса
Руководитель: Захарова Н.А.
2008 год
Областной конкурс исследовательских краеведческих работ
школьников, участников туристко-краеведческого движения «Отечество»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Тургеневская средняя общеобразовательная школа
Судьба последнего священника Иговского погоста и его семьи.
Автор: Куркина Анна Дмитриевна ученица 8 класса Тургеневской СОШ
Год рождения: 21.06.95 г.
Руководитель: Захарова Надежда Алексеевна, учитель русского языка
и литературы, Тургеневской СОШ
Меленки.
2008 г.
Содержание.
I. Введение. 3
II. Последний священник Иговского погоста. 5-15
1.История сельского прихода церкви Флора и Лавра. 5
2.Судьба Соколова Иосифа – последнего священника Церкви Флора и Лавра. 8
3.Судьба потомков отца Иосифа. 13
III. Заключение. 16
Библиография. 17
Приложение. 18
Введение.
История… Короткое, но вместе с тем и ёмкое слово. Что же это такое? История – это судьбы человеческие, его корни, традиции семьи, народа. История - это вечные непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство уважения к старшим поколениям. В каждом историческом событии принимают участие люди, главные и второстепенные персонажи истории. У каждого из них своя судьба, своя жизнь.
В течение двух последних лет я веду исследование в области генеалогии. Разве не важно для нас, современных школьников, знать историю родного края, знать историю своего рода, сохранить семейные традиции, не утратить связь поколений. Ещё А.С. Пушкин говорил, что «гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие».
Целью моей работы стало исследование генеалогического древа, описание судеб Соколова Иосифа Петровича и его семьи. Чтобы раскрыть поставленную цель поставила следующие задачи:
- описать историю возникновения Иговского погоста и церкви Св. Флора и Лавра;
- описать судьбу последнего священника церкви Св. Флора и Лавра, Соколова Иосифа Петровича, моего прадеда;
- описать судьбу потомков Соколова Иосифа Петровича;
- оценить вклад Соколова Иосифа Петровича в духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.
Передо мной портреты прадедушки и прабабушки. Они висят в нашем доме на самом видном месте. Именно портреты моих предков и послужили началом моей исследовательской работы. «А какими они были, мои прадед и прабабушка? За что их любили, уважали, чем они заслужили такое к себе отношение? Достойна ли я их?»- невольно задавая себе эти вопросы, я обратилась за ответами к своему деду, Соколову Борису Иосифовичу. Затем стала искать документы, записывать рассказы очевидцев. Я встречалась с интересными людьми, с теми, кто лично знал прадеда и его семью.
Главным источником моего реферата являются устные воспоминания родственников и односельчан. Также я использовала материалы Муромского историко-краеведческого и мемориального музея, краеведческого музея Тургеневской школы. В моей исследовательской работе неоценимую помощь оказали и следующие книги: «Меленковский край: очерки истории», адресованная тем, кому не безразлична судьба родного края, автор член-корреспондент Российской академии наук, доктор биологических наук, профессор Мамаев Станислав Александрович; «Святыни земли Меленковской», которая содержит материалы по православной истории Меленковского края в XVII - первой половине XX в. автор-составитель М.Я.Федотова. Постепенно у меня сложилась сложная и интересная история моей семьи.
Последний священник Иговского погоста.
1. История сельского прихода церкви Флора и Лавра.
От моего деда Соколова Бориса Иосифовича я узнала, что мой прадед был священнослужителем в соседнем селе Селино в начале 20 века.
В настоящее время в этом селе нет церкви, и мне стало интересно узнать: как выглядела церковь, в которой служил мой прадед? Когда она появилась? С этими вопросами я вначале обратилась к маме Куркиной Галине Борисовне, к родственникам Нагорской Руфине Ивановне и Соколову Николаю Павловичу. Вот что я узнала из их рассказов. В нашей семье из поколения в поколение передавалась легенда о возникновении церкви.«В древности близ сельца Городищ на берегу реки Чермной, среди лесов была церковь во имя Св. Николая Чудотворца. В лесах скрывались шайки разбойников, которые своими грабежами наводили ужас на окружающее население. Это оскорбляло церковную святыню, а потому однажды храмовые иконы Св. Николая Чудотворца и Флора и Лавра оказались вне храма. Икона Флора и Лавра была найдена в лесу на сосне в 9 верстах от прежней церкви. Святыни перенесли обратно в храм, но они опять пропали и оказались на прежнем месте, в лесу. Такое явление принято было за указание свыше. И на месте явления иконы Св. мучеников Флора и Лавра была построена церковь во имя этих святых. Таким образом, было положено начало Флоровскому или Иговскому погосту».¹ Подтверждение этой легенды было найдено в документах архива Муромского музея.
И вновь вопросы, требующие ответа. Что такое погост? Считается, что погост - это кладбище. Может быть, здесь закралась ошибка? Ответ на этот вопрос я нашла в литературе. Кроме церквей, образующих приходы, «обслуживавшие» население 3-4 и более деревень, существовали так называемые погосты, бесприходные образования, имевшие древние исторические корни.
Федотова М.Я.Святыни земли Меленковской. Владимир. 2008. С.26.
С восемнадцатого века погостом называли отдельно стоящую церковь с кладбищем, позднее – сельское кладбище.
В Меленковском уезде было 6 погостов, один из них Иговский. Затем у погоста появился приход, но название так и осталось.¹ Приход состоял из деревень: Новой (4 версты от церкви), Селиной (1/2 версты от церкви), Кошкинки (4 версты от церкви), Адина (7 верст от церкви), Кулаков (5 верст), Тургеневой (3 версты), Кесовой (7 верст), в которых по клировым ведомостям числится 2585 душ мужского пола и 2897 душ женского пола, из них раскольников 96 душ обоего пола и молокан 39 душ. В приходе имеются 3 земских народных школы в деревнях: Кулаках, Тургеневе, и Савкове, в которых в 1896 году было 160 учащихся.
Первые документальные сведения об Иговском погосте имеются в писцовых книгах 1629- 1630 г.г., в них отмечены некоторые из деревень, входящих ныне в состав Иговского погоста. Полное описание приходских деревень Иговского погоста имеется в окладных книгах 1676 года. Здесь показана также церковь Святого мученика Флора и Лавра, при церкви двор попа Федора, два двора дьячковы. Кроме вышеупомянутой церкви Св. муч. Флора и Лавра в Иговском погосте в18 веке существовала другая церковь в честь Спаса – Нерукотворного образа. Построена она была, очевидно, после 1630 года, так как в писцовых книгах не отмечена. В 1684 году местным князем Болховским эта церковь перестроена была заново «на глухих подклетах». Тем временем церковь во имя Св. муч. Флора и Лавра продолжала существовать и к 1779 году настолько обветшала, что служить в ней стало невозможно. Поэтому к 1779 году была построена новая деревянная церковь во имя Св. муч. Флора и Лавра с приделами во имя Св. муч. Параскевы и Св. муч. Георгия. В1834 году вместо деревянной церкви начали постройку каменного храма.²
¹Мамаев С.А. Меленковский край: очерки истории. Екатеринбург, 2004.С.116.
² Историко-стаистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. 1897г.
Со слов старожилки Заулочной Марии Федоровны, родственницы Нагорской Руфины Ивановны - моей тети, церковь была обширна, устроена на 2000 человек, находилась на возвышенности. Она виднелась издалека. (Приложение №1) У храма были позолоченные купола, царские врата и нежный звон колоколов. Внутри храм был богат церковной утварью, множеством икон, фресок на стенах и на потолках. Особенно была чтима Иверская икона Божьей Матери, писанная в Свято-Андреевском Афонском ските. Она почиталась как чудотворная после случая с исцелением крестьянина Макарова. Василий Макаров был калека: 38 лет ползал на коленях. Он попросил у местных священников разрешения пробыть в церкви три дня безвыходно, чтобы беспрестанно молиться перед святой иконой Божьей Матери. По окончании утренней службы он исповедовался и причастился, а потом без всякой помощи встал на ноги. Святой Синод определил оставить икону в церкви «..в уповании, что проявления благодатной силы божьей от святой иконы могут способствовать укреплению веры в православном населении и вразумлению заблуждающихся относительно Святых икон молокан, имеющихся в Иговском приходе».¹
В церкви хранились оловянный потир и ковчег, Евангелия 1657 и 1664 года (дар некоего Титова), книги, подаренные в 1692-97 годах владельцем соседних деревень князем Болховским, печати1680 года. Имелись грамоты на построение храмов 1684, 1772, 1779 годов, выданные митрополитом Рязанским и Муромским. Все эти древности пропали.
При церкви по штату положено: два священника, дьякон и два псаломщика. Дома у них были собственные, стояли на церковной земле. А земли при церкви: 6 десятин усадебной, под церковью и кладбищем 2 десятины, пахотной и сенокосной 81 десятина.
¹ Владимирские епархиальные ведомости, 1893, №8. С. 231-238.
.2. Судьба Соколова Иосифа – последнего священника церкви святых Флора и Лавра.
Немного односельчан осталось, которые помнят, что священнослужителями в церкви Св. Флора и Лавра были отец Наумов Петр и Синадский Павел. (Приложение №2). Священники относились к духовному сословию. Духовенство являлось устойчивой, консервативной и очень влиятельной общественной формацией. Священнослужители почти никогда не покидали среду, где они состоялись, своих детей они старались учить в духовных семинариях, и нередко церковные посты передавались по наследству от отца к сыну или зятю.
Отец Павел был потомственным священником: в его семье не только он служил в церкви, а и его отец, и брат, Синадский Александр. Но сыновья отца Павла не пошли по пути служения богу: один сын Николай выучился на инженера, а другой Михаил стал учителем. Поэтому все надежды на сохранение семейной традиции и сохранения прихода были связаны с дочерью Марией. (Приложение №3) Мария родилась в 1886 году в Владимирской губернии, Меленковского уезда, в селе Селино. К 16 годам она считалась одной из самых красивых невест уезда, училась в гимназии г. Меленки, играла на пианино. На семейном совете решили отдать ее замуж за молодого священника Иосифа. (Приложение №4)
Соколов Иосиф Петрович родился в 1889 году в селе Скоморохово, Ковровского уезда, Владимирской губернии в семье священнослужителя. (Приложение №2) В семье, кроме него, было еще три сына - Михаил, Василий и Федор. Следуя семейной традиции - сын священника должен продолжить дело отца и стать священником - Иосиф поступил во Владимирскую духовную семинарию и окончил ее в 1910 году по первому разряду, а потом был направлен на службу в с. Селино, в церковь Святых мучеников Флора и Лавра.
Брак был заключен против воли невесты. Иосиф был младше ее, ниже на голову. Но он был умен и, самое главное, добр. Иосиф искренне полюбил Марию, и вскоре она ответила ему взаимностью. В браке они были счастливы. Вскоре появилась на свет их первая дочь Саша, а затем родилось еще 8 детей. Отец и мать воспитывали своих детей в строгости, но и любили их безмерно (Приложение №5). Мария Павловна была женщина строгая, властная, требовала от детей почитания старших.
Отец Иосиф приступил к служению в церкви в 1910 году, затем стал проповедником, делопроизводителем, законоучителем в земских школах и библиотекарем округа. В церкви была большая библиотека, много книг было и в доме Соколовых. Среди книг была не только духовная литература, но и произведения классиков, научно-популярная литература.
Поэтому в семье много читали и сохранили эту страсть к чтению на всю жизнь. К сожалению, до наших дней из церковной библиотеки сохранилось всего несколько экземпляров (Приложение №6), остальные были разграблены.
Дети росли образованными. По воскресеньям и в праздники Мария Павловна садилась за пианино и дети с удовольствием слушали музыку Шопена, Моцарта. Старшая дочь Саша училась в гимназии г. Меленки, куда она ходила 18 верст пешком. Остальные дети постигали науки дома. Родители разговаривали с ними на латыни. Дети обращались к родителям на Вы, mama и papa. В семье было два Бориса, первый родился 1922 году и вскоре умер, а когда родился мой дед в 1934 году, его назвали в честь умершего брата. Своих детей Иосиф Петрович очень любил и баловал, играл с младшими, рассказывал сказки. Мой дедушка Борис вспоминал, как отец, Иосиф Петрович, занимался с ним спортом. И уже в три года Борис поднимал пудовый замок. А однажды, когда у маленького Бориса болели зубы, всю ночь носил его на руках и рассказывал сказку. При этом старался не разбудить Марию Павловну, чтобы дать ей отдохнуть.
Семья Соколовых ничем не отличалась от местных крестьян. Они также как и все держали скотину: двух коров, свиней, кур, уток, чтобы прокормить свою большую семью. Возле церкви рос большой сад, в котором всегда было много яблок. В сборнике рассказов местного писателя Хрулёва Степана есть рассказ «Яблоки из поповского сада», в котором говорится, что яблоки были очень вкусны, и отец Иосиф угощал ими всех желающих.
По воспоминаниям Платонова Е.М., отец Иосиф был очень мягким и добрым человеком. За это его и полюбили односельчане. Он никому не отказывал в помощи, в любой момент мог придти к умирающему или больному домой, чтобы исповедовать или причастить.
Но вот пришел 1917 год, а с ним и революция. Отец Иосиф встретил ее настороженно, но в дальнейшем принял новую власть. Платонов Е.М. вспоминает, как в село приезжали агитаторы–атеисты, проводили диспуты, но жизни духовной не знали и не могли верующего мужика убедить во вреде религии. А отец Иосиф был образован и смог противопоставить агитаторам свои аргументы. Слово священника в Российском государстве, особенно в провинции, имело большой вес.
В годы коллективизации, когда кулачество уничтожалось как класс, Иосиф Петрович был внесен в списки кулаков и подлежал раскулачиванию. Он пишет письмо в сельсовет, в котором доказывает, что все имущество, находящееся в его хозяйстве необходимо «..дабы прокормить семью». Правда, по хозяйству им помогала местная девушка, но ей выплачивали зарплату. Несмотря на объяснения, священник был арестован, а имущество конфисковано. Хозяйство священника было отнесено ко II группе по раскулачиванию. Главное политическое управление (ГПУ) предъявило обвинение: «Тесно связан с группой кулаков, с которыми проводит антисоветскую работу». При раскулачивании отобрали лошадь, корову, сельхозинвентарь, амбар, гумно, баню.
Большая семья Соколовых, Мария Павловна и 8 детей, поселилась в маленькой неотапливаемой келье. От простуды умерла младшая дочь Руфина. Старшая дочь Александра пошла на торфяники, где работать было очень тяжело, но Саша выдержала. Благодаря ей сестры и братья не умерли с голоду. А ее сестра Лидия нанялась в няньки в чужую семью.
Отец Иосиф содержался в тюрьме, которая располагалась за 14 верст от Селино, за рекой. Окой. Все это время, что Иосиф Петрович находился под стражей, его навещала старшая дочь. Александра. К своему отцу она ходила пешком, пересекая реку зимой по тонкому льду. Однажды она бежала всю дорогу, потому что сзади слышался вой волков. Обвинения не подтвердились, и отца Иосифа освободили. По воспоминаниям Марии Петровны, снохи Иосифа Петровича, освобождению священника способствовали люди, хорошо знавшие и уважавшие его. Но только через три года он вернулся домой и снова принялся за службу в церкви.
Но служить пришлось недолго. Наступили годы репрессий. Отец Иосиф был вновь арестован. Семья переезжает жить в соседнюю деревню Кулаки, где покупает дом на деньги, выделенные государством Марии Павловне на рождение Бориса, как многодетной матери. Дом в Селине, в котором они жили раньше, перевезли в райцентр – с. Ляхи. Позднее в нем жил первый секретарь РК КПСС Невский Николай Евгеньевич. А дом священника Наумова был приспособлен под школу. Церковь была разграблена и сломана. Погост вокруг церкви сравняли с землей. После этого на Селинском кладбище стали появляться старые надгробные плиты, что раньше стояли на погосте. Так и осталось загадкой, кто и когда их туда перенес. Недавно местные жители смогли прочесть старые надписи на одном из этих надгробий. Из церкви были вынесены все драгоценности, иконы. Спасти ничего почти не удалось. Из церковной утвари у Соколовых ничего не осталось: большой позолоченный крест священника продан в голодные годы, не осталось ни Библии, ни икон. Но однажды в 1992 году Александра Иосифовна призналась, что все это время хранила под вторым дном сундука икону «Вознесение», снятую с алтаря. Каково было удивление родственников! Ведь всегда считалось, что бабушка Шура – атеистка, потому что ни разу не обмолвилась о своих убеждениях. Но не только икону сохранила она. Перед смертью достала Александра Иосифовна еще один сверток, а в нем нательный крестик, которым ее крестил ещё отец. Всё-таки воспитание отца-священника, детство, проведенное вблизи церкви, не прошли даром - вера всегда жила в ее душе. Икона теперь находится у самого младшего из внуков Соколова Михаила.
1937 год стал черным для многих священнослужителей. В ноябре этого года отец Иосиф был расстрелян. Но об этом наша семья узнала совсем недавно, когда появились документальные свидетельства о репрессированных (Приложение № 7). Трудно было в те годы – не столько страдали от голода, сколько от страха быть арестованными. Трудности не сломили, а только закалили. Несмотря на горе, причиненное семье, ребята не озлобились, не перестали любить свою Родину и служить ей, как и учил их отец.
Впоследствии Иосиф Петрович был реабилитирован и причислен к лику новомученников, священномученников современной церкви. Данные об это можно найти на сайте в Интернете (Приложение № 8). После реабилитации была возможность вернуть дом, отобранный во время раскулачивания. Но младший сын Борис, мой дед, отказался от этой возможности. «Разве я имею право отобрать дом у людей и оставить их без крова, как когда-то оставили нас?» - говорил он, проявив тем самым себя настоящим сыном своего отца.
Многие старожилы села Селино до сих пор с большим уважением и любовью вспоминают священника Иосифа Соколова. Он был бескорыстен, добр, за что его и любили. Много священников сменилось в сельском храме, но никто из них не оставил в душах селян такого доброго следа, как мой прадедушка, отец Иосиф.
3. Судьбы потомков отца Иосифа.
После ареста мужа Марии Павловне нужно было как-то жить дальше, чтобы поднять детей на ноги. Дети помогали матери прокормить большую семью: все занимались народными промыслами. Володя делал гармони и слыл лучшим мастером в округе, а сестры вместе с матерью ткали, вышивали, вязали буквально все – от полотенец и занавесок, до скатертей и простыней, а потом продавали это. Даже маленький Борис помогал матери вязать шали. Людмила одевалась очень элегантно и слыла модницей, но и обшивала всю округу. Дочери Саша и Людмила стали учителями, старшие сыновья Владимир и Василий пошли работать на завод (Приложение 9,10).
1941 год. Страшный год для всей страны и для семьи Соколовых тоже. Взрослые сыновья ушли на фронт. Володя обморозил ноги во время финской кампании и вернулся домой инвалидом. Несмотря на инвалидность, работал на заводе, воспитывал четверых детей. Все они получили высшее образование, чем Владимир очень гордился.
Василий служил в Морфлоте, участвовал в героической обороне Ленинграда. Как и все сослуживцы, Вася взял опеку над одной ленинградской семьей. Свой паёк он делил на две части и нёс вторую половину в «свою» семью, иногда отдавал всё. Маленькая, хрупкая девочка Люба, которую он спас от голодной смерти, впоследствии стала его женой. Василий остался жить в Ленинграде, который стал ему родным.
Третий сын Николай, был самым любимым у матери (Приложение №11). До войны он служил в армии, и война застала его на Дальнем Востоке. Из солдата – срочника он перешел в разряд фронтовиков. Эшелон с Дальнего Востока двигался на запад, в Муроме остановился на три дня. Коля не выдержал и ночью убежал в родную деревню, на встречу с мамой. Наутро он вернулся в расположение части, но этот проступок ему не простили, и Коля попал в штрафбат. После ранения его реабилитировали. Погиб он лейтенантом в сорок третьем…
Не дождавшись с войны своего любимца, Мария Павловна умирает в 1945 году. На руках у старшей Александры остался маленький брат Борис, ему было всего11 лет. Вскоре после смерти своей сестры Людмилы она усыновила и её сына Николая. Своей семьи она так и не создала, всю свою нерастраченную любовь отдала брату и племяннику.
После войны страна стала подниматься из руин, отстраиваться заново. Не остались в стороне и Соколовы: пошли работать на заводы, на поля родного колхоза. Лидия так и не окончила школу, так как рано пошла работать. Всю свою жизнь она проработала в колхозе, воспитывала одна дочь Руфину - муж погиб на фронте. Как и все её братья и сестры, она мечтала выучить свою дочь, дать ей то, чего не получила сама. Руфина окончила педагогический институт, после окончания которого, как и многие другие, уехала на Целину. Затем она работала учителем математики и физики в Обашевской школе Александровского района.
А самый младший из детей – Борис, мой дед, всю жизнь посвятил родной деревне (Приложение №12). Он закончил Шиморское речное училище, несколько лет ходил на речных пароходах по рекам области. После армии вернулся в родное село, стал работать сначала слесарем, затем шофёром. Сорок лет колесил он по дорогам за рулем автомобиля, но, став пенсионером, продолжал работать в родном совхозе. Уважали Бориса Иосифовича так же, как когда-то и его отца.
В нашей семье сложилась и учительская династия. Учителями были все священники нашей семьи, в том числе и Иосиф Петрович. Учили детей его дочери – Александра Иосифовна и Людмила Иосифовна. Александра была учителем математики, а затем учителем начальных классов. Поработала она во многих школах, и в Досчатом, и на Кулаковских Поселках, а закончила трудовую деятельность в Максимовской начальной школе.
Людмила работала учителем русского языка и литературы в Селинской школе. Учителями стали и внуки Иосифа Петровича, это Куркина Галина Борисовна, моя мама, Нагорская Руфина Ивановна. В нашей школе трудится правнук священника, Соколов Алексей Николаевич. Я надеюсь, что в дальнейшем династия будет продолжена.
Сейчас в разных городах и селах нашей страны проживает двадцать восемь потомков Марии Павловны и Иосифа Петровича. Это люди разных профессий: учителя, врачи, инженеры, предприниматели, среди них есть и адвокат, и директор цементного завода, и просто рабочие. Среди них нет героев. Они просто работают и просто любят свою Родину, как это делали их предки.
Заключение.
С данным материалом в прошлом году я выступила на краеведческой школьной конференции, на классных часах. Приняла участие в районном конкурсе творческих работ: «История моей семьи в истории моей страны». Я передала свои наработки в школьный краеведческий музей «Моя малая Родина», в краеведческий музей г. Меленки. Данный материал был использован в написании книги «Святыни земли Меленковской». В этой книге есть сведения и о моем прадедушке.
Собирая материал, я не предполагала, что эта работа так интересна и увлекательна. В результате проведённой исследовательской работы я получила общую картину родословной моей семьи (Приложение №13), много узнала об истории церкви, в которой служил мой прадед, узнала, какой тяжелой была жизнь прадеда и его семьи. Это целая история моей семьи в истории моей страны. Я думаю, что тема моей работы актуальна, ведь чтобы идти вперед, строить будущее своей страны, необходимо знать прошлое, знать свои корни. Сейчас наше общество достаточно цивилизованно, и я думаю, что мы не повторим ошибок прошлого. Все исправить невозможно: исчез целый пласт русской культуры. Но память народную стереть нельзя. Для себя я сделала вывод, что любовь к своей стране начинается с малого: с любви к своему селу, к своей школе, к своей семье, к своим предкам. Чтобы знать историю родного края, необходимо знать историю своей семьи. Осталось много загадок. Безвозвратно уходит время, и мы не можем с полной уверенностью сказать, что именно происходило в жизни предков. Можем лишь предположить. Значит, впереди снова поиск. Закончить свою работу я хочу словами А.С. Пушкина:
Два чувства дивно близки нам - На них основано от века
В них обретает сердце пищу- По воле бога самого
Любовь к родному пепелищу, Самостоянье человека
Любовь к отеческим гробам. Залог величия его.
Библиография.
1. Добрынина.Н.Г. Владимирские Губернские ведомости. Местности в
Меленковском уезде с народными о них преданиями. Владимирские
Губернские ведомости. 1868 г.
2. Добронравов. В. Историко-статистическое описание церквей и приходов
Владимирской епархии. 1897г. Вл. 1897.
3. Сайт www.pstbi.ru/bin/db.exe/no_dbpath/docum/cnt/ans/newmr/
4. За Христа пострадавшие в земле Владимирской: Синодик и биографический
справочник. Свято-Успенский епархиальный женский монастырь.
Александров,2000.
5. Мамаев С.А. Меленковский край: очерки истории. Екатеринбург, 2004.
6. Федотова М.Я. Святыни земли Меленковской. Монография. Владимир, 2008.

Каменный храм Иговского погоста
Синадский Павел, отец Марии.
Соколов Петр, отец Иосифа.
Соколова Мария Павловна.
Соколов Иосиф Петрович.
Дети: Саша, Лида, Люся и Василий
Отец Иосиф, Марья Павловна, Саша, Лида, Вася
Списки репрессированных
Александра Иосифовна
Людмила Иосифовна
Лидия Иосифовна
Василий Иосифович с сыном Женей
Соколов Владимир Иосифович с семьей.
Соколов Николай Иосифович
Соколов Борис Иосифович.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website